Ф.И.О.: Литовченко Ольга Николаевна

Возраст: 27 лет

Место работы: Информационно-новостной портал Ufa1.ru


Номинации:
«За верность теме»









Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://102metra.ru/articles/224744.html


Когда застройщики, архитекторы и покупатели устают от массового однотипного строительства, появляется оправданная идея создать что-нибудь нешаблонное, оригинальное и запоминающееся. Правда, совсем не обязательно, что столь необычное построение будет приобретено в одно мгновение каким-нибудь коллекционером недвижимости. Но то, что оно запомнится, произведет должное впечатление и непременно войдет в архитектурную историю — это совершенно точно.

Шедевр 1. Это пока недостроенное здание в Архангельске, уже ставшее самым высоким деревянным сооружением в мире (44 метра). Такая высота может тягаться разве что только с БИГБЕНовской. Дом сделан по старинной технологии, без единого гвоздя. Если вы подниметесь на послединй, тринадцатый, этаж, увидите Белое море. К сожалению, автор этого проекта Николай Сутягин так и не завершил его до конца. Оригинал попал в тюрьму на четыре года, а когда вышел оттуда, желание продолжать строительство пропало. Сегодня произведение Николая Сутягина является серьезным претендентом на попадание в книгу рекордов Гиннеса в номинации «Самый высокий деревянный дом». 

Шедевр 2. Это трехэтажное здание, имеющее довольно своеобразную форму, расположено во французском городке Тьенвиле. Дом может показаться очень неустойчивым, что в действительности не так — в этом сооружение можно смело жить. Здесь даже есть все необходимые для этого комнаты (просторный зал, спальня, кабинет, ванная комната, гостиная, кухня и столовая). Все дело в том, что каждый из этажей этого объекта отделен от двух других. Это и создает впечатление неустойчивости и зыбкости. Даже пол здесь кажется неровным, но это также всего лишь иллюзия. Создателем этого уникального жилого дома является компания Peripheriques architects. 

Шедевр 3. Это, конечно, башня Акбар в Барселоне (Agbar Tower), построенная по проекту французского архитектора. «Музой» для творца стал гейзерный поток, бьющий в воздух. Но есть у этого объекта и пара-тройка не совсем красивых произвищ. Это связано с тем, что в одном из интервью с журналистами автор проекта намекнул на то, что его творение имеет фаллическую форму. После такого заявления произвища не заставили себя долго ждать. Башню Акбар сегодня украшают 4 500 светодиодов, вмонтированных в стены здания, а также чувствительные к температуре сенсоры, которые регулируют открытие и закрытие стеклянных створок на фасаде, что позволяет снизить потребление энергии кондиционерами.

Шедевр 4. Покажите человека, которому бы хотелось жить в туалете? Желающие найдутся едва ли... Разве что только жителями такого «домика» согласятся стать...аналогичные туалеты. Дом-туалет был создан основателем Всемирной Туалетной Ассоциации. Сейчас в этом большом клозете располагаются четыре туалета класса «Люкс», а также ванная комната. 

Шедевр 5. Разноцветный дом в Вене австрийского архитектора Фридриха Хундертвассера, напоминающий заплатку. Ни одно окно этого домика не похоже на другое — ни по форме, ни по цвету. Это один из самых дорогих объектов недвижимости Вены. Но, несмотря на это, квартирантов здесь предостаточно. Правда, арендаторы эти довольно быстро съезжают, не выдерживая постоянного столпотворения туристов под окнами и... неровного пола под ногами. 

Шедевр 6. Назвался груздем — полезай в кузов... Видимо, этот лозунг пришел на ум создателю дома-корзинки. Столь необычным способом прорекламировать свою продукцию решил американский производитель корзинок Longaberger. Именно в форме нее построена штаб-квартира компании в Огайо. Основатель этого бизнеса Дэйв изъявил желание оформить все здания компании в едином стиле. Но при жизни экспериментатора была завершена лишь одна корзинка. На этом все и закончилось — дочери Дэйва отказались воплощать идею отца в жизнь и запретили дальнейшее «окорзинивание» Америки. 

Шедевр 7. Наверное, навсегда войдет в архитектурную историю дом, стоящий практически без фундамента. Спроектировал его польский инженер Дэниэл Чапиевски. Необычность конструкции состоит в том, что она полностью имитирует перевернутый дом — вплоть до земли и травы под (то есть «над») каменным основанием. При этом дом устойчив и приспособлен для жизни. С тех пор польский шедевр стал настоящей точкой притяжения как для туристов, так и для архитекторов. 

Шедевр 8. Это объект еще не построен, но его проект под названием «Жилой комплекс Айсберг» уже по праву появляется в списках самых оригинальных домов мира. Датский архитектор Жульен Де Смедт в сотрудничестве с Луи Пайлардом и компанией SeArch уже выиграли конкурс на строительство такого жилого комплекса. В планах строителей возвести 25 тысяч шедевральных квадратных метров. Внешне жилой комплекс будет напоминать айсберги. Так что ждать датчанам в скором времени новой приманки для туристов. 


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://102metra.ru/articles/268556.html


Председатель правительства РФ Владимир Путин заявил, что в скором времени стартует государственная программа поддержки ипотечного кредитования. Коммерческие банки получат дополнительную финансовую помощь в объеме 250 миллиардов рублей. Такая помощь будет выделена Внешэкономбанком, а также Фондом национального благосостояния. Банки, которые получат такую помощь, должны будут выдавать ипотечные кредиты по ставке 11 % годовых. Первоначальный взнос по льготному кредиту не должен будет превышать 20 % от стоимости приобретаемого жилья. При этом оба параметра  должны будут со временем снижаться: ставка – до 6 %, а первоначальный взнос – до 15 %.

По мнению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лианы Пепеляевой, такая мера существенно расширит возможности ипотеки: «На сегодняшний день именно кредит является для большинства наших граждан основной возможностью решения жилищной проблемы. В то же время в кризисный период рынок ипотечного кредитования существенно сократился. Если на конец 2008 года объем предоставленных ипотечных кредитов в денежном выражении составил более 500 миллиардов рублей, то на конец 2009 года – менее 150 миллиардов рублей. Одни банки свернули свои программы ипотечного кредитования, другие – существенно повысили ставки. Так, на конец 2008 года средневзвешенная ставка по рублевым кредитам составляла  12,8 %, а на конец 2009 года она составила 14,7 %. Традиционно данный показатель чуть ниже по кредитам, полученным в иностранной валюте (11 и 13,5 % соответственно), однако, такие кредиты не слишком популярны среди населения, что связано с курсовыми рисками».

По данным пресс-службы Национального банка РБ, остатки кредитов, выданных банками Российской Федерации населению Республики Башкортостан, на 1 января 2010 года составили 82,0 млрд рублей. С начала 2009 года эта сумма снизилась на 13,5 %. Доля просроченной задолженности в этой сумме равна 6,1 % (5,0 млрд рублей). За 2009 год банками заемщикам Республики Башкортостан было выдано кредитов на сумму 31,2 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года этот показатель снизился более чем в два раза. В 2009 году республиканским заемщикам было выдано 2 655 ипотечных жилищных кредитов на сумму 2,4 млрд руб. По сравнению с 2008 годом этот показатель снизился в 5,5 раза.

Задолженность по кредитам, выданным физическим лицам на покупку жилья под залог приобретаемой недвижимости, составила по РБ на 1 января 2010 года 18,8 млрд руб, сократившись, по сравнению с началом 2009 года, на 12,2 %. Уровень просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам на 1 января 2010 года составил 2,1 %, на 1 января 2009 года эта сумма составляла 0,6 %. Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам в рублях на 1 января 2010 года была равна 14,2 %, средневзвешенный срок кредитования - 15,5 лет.

Напомним, что не так давно Госдума РФ приняла закон, который направлен на снижение требований к ипотечным кредитам, которыми обеспечиваются выпускаемые ипотечные облигации. Закон предоставляет банкам право включать в состав ипотечного покрытия требования по кредитам, по которым сумма долга достигает 80 % от рыночной стоимости заложенного имущества (ранее – 70 %). Данная норма позволит снизить сумму первоначального взноса с 30 до 20 % стоимости будущего жилья. 

Представители российского рынка ипотечного кредитования в своем большинстве уверены в том, что ждать возрождения ипотеки пока рано. На одной из конференций, организованной ведущим московским Интернет-СМИ, председатель совета директоров КБ Юниаструм Банк Георгий Писков заявил: «Возвращение динамики ипотечного рынка к докризисному уровню не представляется вероятным в этом году. Дешевая ипотека невозможна без секьюритизации или других форм рефинансирования. Потребкредитование вызывает больший оптимизм, поскольку занятость и доходы населения, похоже, выходят из кризисного пика».

Аналогичного мнения придерживается и генеральный директор группы компаний Секвойя Кредит Консолидейшн Елена Докучаева. По ее словам, серьезный рост ипотечного рынка в этом году вряд ли возможен. Это связано, во-первых, с очень высокими ставками по ипотечным кредитам, которые сами по себе делают ипотеку недоступной для потенциальных заемщиков. Во-вторых, с тем, что требования, предъявляемые банками к потенциальным заемщикам, очень жесткие, а в-третьих, со снижениями реальных доходов населения, которое в большинстве своем просто не готово к подобным долговым нагрузкам.

С тем, что ипотека сегодня проживает не лучшие времена, соглашается и председатель Ассоциации кредитных организаций Республики Башкортостан Айдар Зубаиров: «Все видят, что рынок ипотеки умер. За 2009 год объемы кредитования упали в шесть раз. Темпы кредитования по-прежнему остаются низкими».

Условия ипотечного кредитования банков, предоставляющих ипотеку в Уфе:
(более подробную информацию можно узнать в офисах и на сайте банков)

Абсолют Банк:
Оформить ипотеку в Абсолют Банке можно по ставкам от 12 % годовых, минимальный первоначальный взнос – 10 % от стоимости квартиры. Максимальный срок кредита – 25 лет, сумма – от 300 тысяч до 9 миллионов рублей. Всем заемщикам, предоставившим с 1 марта по 30 апреля 2010 года полный пакет документов на получение ипотечного кредита по любой программе, Абсолют Банк при заключении кредитного договора дарит полис страхования внутренней отделки квартиры. Страховка, которую ипотечные заемщики получают в подарок, покрывает максимальный пакет рисков – в том числе, пожар, залив водой, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц. 

Городской ипотечный банк:
ГИБ в настоящее время  реализует ипотечные  программы по стандартам АИЖК. 

Основные условия программы:
1. Процентные ставки фиксированные - от 9,39 % в рублях (зависит от текущего значения ставки рефинансирования ЦБ РФ);
2. Размер кредита от 300 000 рублей до 4 000 000 рублей;
3. Кредит предоставляется на покупку квартиры на вторичном рынке жилья или готового индивидуального жилого дома с земельным участком (в собственности);
4. Размер первоначального взноса - от 30 % стоимости жилья при покупке квартиры,   
    от 40 % - при покупке индивидуального жилого дома;
5. Срок кредитования от 4 до 30 лет;
6. Возможность досрочного погашения кредита без комиссий;
7. Удобные формы расчетов по сделкам (аккредитив, безналичный перевод);
8. Обязательное подтверждение дохода заемщика по форме 2-НДФЛ.

Комиссии: 1 000 рублей за рассмотрение заявки на кредит, 1,55 % (min 15 000 рублей) - сбор за выдачу кредита.
ИнвестКапиталБанк:
Цель: приобретение квартиры в многоквартирном доме на вторичном рынке жилья. 
Валюта ипотечного кредита (займа): российские рубли. 
Минимальная сумма кредита: 300 000 руб., не менее 30 % от стоимости приобретаемого жилого помещения.
Максимальная сумма кредита: 70 % от стоимости жилого помещения, но не более 4 000 000 рублей. 
Процентная ставка по ипотечному кредиту: 9,39 % - 11,35 %. Ставка устанавливается в зависимости от суммы первоначального взноса, срока кредитования и ставки рефинансирования Банка России. 
Единовременная комиссия за оформление и выдачу кредита: 5 % от суммы кредита, но не менее 30 000 рублей (включая срочную выдачу кредита). 

Альфа-Банк:
Цель кредита: приобретение квартиры на вторичном рынке жилья.
Валюта кредита: рубли РФ/доллары США.
Срок кредита: от 5 до 25 лет, с шагом в один год.
Минимальный первоначальный взнос: 30 % от оценочной стоимости квартиры (по отдельному согласованию 25 %).
Минимальный размер кредита: 500 000 рублей/$20 000.
Максимальный размер кредита: $500 000 или рублевый эквивалент.


 Срок кредитования
 Для заемщиков, подтвердивших доход
 справкой 2-НДФЛ
 (Официальный доход)
Валюта кредита Доллары США Рубли РФ
5 лет 15,0% 19,5%
6 - 10 лет 15,5% 20,0%
11 – 15 лет 16,0% 20,5%
16 – 20 лет 16,5% 21,0%
21 – 25 лет 17,0% 21,5%

 Срок кредитования
 Для заемщиков,
 подтвердивших доход справкой
 по форме Банка
Валюта кредита Доллары США Рубли РФ
5 лет 15,5% 20,0%
6 - 10 лет 16,0% 20,5%
11 – 15 лет 16,5% 21,0%
16 – 20 лет 17,0% 21,5%
21 -25 лет 17,5% 22,0%

Мораторий на досрочное погашение  – 3 месяца при сумме кредита: до 5 200 000 руб./$200 000. При досрочном погашении производится пересчет ежемесячного платежа.

Bank Societe Generale Vostok
Продукт «Квартира» - ипотечный кредит на приобретение квартиры на вторичном рынке с залогом приобретаемого объекта недвижимости. 

Уралсиб:
На сегодняшний день первоначальный взнос составляет 40 %. Ипотечные кредиты здесь выдаются в рублях, долларах США, евро. Срок кредита – от 3 до 15 лет. Кредиты выдаются под залог приобретаемого жилья либо жилья, имеющегося в собственности заемщика или залогодателей - третьих лиц. Процентная ставка – от 19 % до 19,5 % годовых в рублях, от 17 % до 18 % годовых в валюте. Взимается единовременная комиссия за выдачу кредита в размере 1,5 % от суммы кредита, максимальная сумма комиссии – 60 000 руб./ 2 400 долларов США/ 1 700 евро. При этом возможно досрочное гашение кредита.

Уральский банк Сбербанка России:
Цель кредита: приобретение, строительство, реконструкция и ремонт/отделка объекта недвижимости на территории России (в обеспечение оформляется кредитуемый объект недвижимости).
Валюта: рубли РФ, доллары США, евро.
Минимальная сумма: 15 000 рублей.
Максимальная сумма: до 80 % стоимости кредитуемого объекта недвижимости — по кредитам на цели приобретения и строительства; до 70 % стоимости работ по реконструкции, ремонту (отделке) объекта недвижимости, но не более 70 % его стоимости.
Первоначальный взнос: от 20 % стоимости объекта недвижимости, на приобретение/ строительство которого предоставляется кредит; от 30 % стоимости работ по реконструкции/ремонту кредитуемого объекта недвижимости.
Срок кредитования: до 30 лет — по кредитам на цели приобретения и строительства объектов недвижимости; до 10 лет — по кредитам на цели ремонта/отделки и реконструкции объекта недвижимости.
Процентная ставка: в зависимости от срока кредитования и размера первоначального взноса. 
Для заемщиков, не являющихся участниками зарплатных проектов:
по кредиту в рублях – 13,50 – 14,75 % годовых 
по кредиту в долларах США, Евро – 10,10- 12,10 % годовых.
Для участников зарплатных проектов:
по кредиту в рублях – 12,15 – 13,30 % годовых 
по кредиту в долларах США, Евро – 9,10 – 10,90 % годовых.

«На сегодняшний день тенденция возобновления кредитования не очень сильная. Есть ряд инициатив в этом направлении, прежде всего, со стороны Агентства по ипотечному жилищному кредитованию», - комментирует председатель Национального банка РБ Рустэм Марданов. По его словам, если соответствующие программы получат развитие, то в 2010 году мы можем ожидать оживления ипотеки. В то же время возобновления кредитования можно ожидать только после того, как прекратится тенденция роста безработицы и появится устойчивое ожидание того, что доходы населения станут расти. Для банков важно, чтобы население было платежеспособным и могло погашать кредиты.


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://102metra.ru/articles/236851.html


Современный мебельный рынок каждый год радует своих покупателей оригинальными и необычными предметами интерьера. А все потому, что люди начинают уставать от однотипности форм, цветов и размеров. Сегодня даже самый взыскательный и привередливый покупатель сможет найти именно то, что полностью соответствует игре его бурной фантазии и придаст интерьеру его квартиры оригинальность и экстравагантность...

Создание своего стула входит в обязательную программу каждого настоящего дизайнера. В портфолио всех крупнейших мастеров ХХ века есть, как минимум, один выдающийся стул, появление которого вызвало настоящий переворот в области дизайна интерьера и о котором не перестают говорить до сих пор. Почему художников не привлекает, к примеру, стол или шкаф? Ведь с ними мы встречаемся не меньше, чем со стулом. И тем не менее именно стул занимает лидирующую позицию в хит-параде любимых предметов дизайнера. Итак, представляем вашему вниманию самые известные в истории дизайнера стулья. Каждому из них довольно много лет, но, несмотря на свой возраст, эти предметы мебели не превратились в музейную пыль, а продолжают свою жизнь в современных интерьерах.

Итак, Стул. Дизайн: Филипп Старк, Франция. Стул являет собой нечто космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с изумительной серебристо-хай-тековской текстурой. Cимбиоз экологического сознания и космических технологий. Творение «биомеханического дизайна», идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это только видимость. Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он немного «завтрашний» – он кажется пришельцем из неизвестного интерьера будущего. Пока он только гость, не совсем органично вписывающийся в современный интерьер. Материал подчеркивает искусственность, но форма стула природная и довольно живая. Таким образом, техника и природа в этом оригинальном творении не противопоставляются, а странным образом существуют неразделимо друг от друга.
Прогресс в области интерьера добрался и до самой маленькой комнаты в нашей квартире: компания AquaOne Technologies разработала весьма эстетичный и вместе с тем функциональный унитаз-аквариум. Эстетичный бачок подходит к большинству современных унитазов. Система приспособления довольно проста. Бачок состоит из двух независимых частей: в одной плавают рыбки, другая работает как обычно. Поэтому за здоровье и безопасность золотых рыбок можно не беспокоиться. Саму структуру бачка разрабатывали морские биологи, позаботившиеся о том, чтобы рыбки ни в коей мере не пострадали при спуске воды в бачке. В комплекте с аквариумом идет фильтр (с питанием на 12 вольт), два пластиковых растения высотой 23 см и подсветка. Все, что надо сделать, - это добавить воды, засыпать грунт и запустить золотых рыбок, которых, разумеется, придется купить отдельно. 
В одной из ведущих художественных галерей Берлина не так давно появилась коллекция эротической мебели голландского мастера Марио Филиппона (Mario Philippona). Автор создал целую коллекцию сексуальных столов, деревянных шкафов и гардеробов, черпая вдохновение в формах женского тела. Его последняя выдумка – деревянная ваза для фруктов под названием "Титти Фрути", выполненная в форме женских грудей. Кроме того, среди экземпляров эротической коллекции есть исполненный в очертаниях этой части женского тела шкаф для винных бокалов, а также столик, стоящий фактически на женских ножках. 
Согласитесь, что люди, которые идут в магазин, чтобы купить чемодан, не предполагают, что в "следующей жизни" он может стать частью креативного шифоньера или одной из тумбочек стильного стола. Мастерам творческой мастерской дизайнера Maarten De Ceulaer под силу превратить старые чемоданы в коллекцию необычной мебели. Необычная чемоданная мебель Upcycled от Maarten De Ceulaer порой напоминает просто груду багажа, небрежно сваленного в кучу, но при этом дизайнеры тщательно подбирают цвета, размер и форму составных частей будущей мебели. В итоге у них получаются эксклюзивные предметы мебели, радующие истинных ценителей оригинальности.
Простота спасет мир... В этом уверен дизайнер мебели Вильям Эмерсон (William Emmerson), создавший несколько простых, но оригинальных предметов мебели. Набор "простого креатива" от Эмерсона состоит из нескольки сидений, которые можно использовать и в качестве лежанок. По словам дизайнера, для своих проектов он взял одну стандартную базовую форму, а потом отсекал от нее все лишнее, и в итоге пришел к тому, что мы видим перед собой. "В процессе работы над этой мебелью я понял, что сложнее всего сделать что-то простое и минималистичное, чем выпендрежное и экстраординарное", - говорит Вильям Эмерсон. Самое необычное среди всех творений дизайнера - это сферическое нечто под названием "Сфероид" (Spheroid). Эта штуковина, по задумке автора, вращается на 360 градусов и считается креслом. Только вот как в него поместиться обычному человеку - еще вопрос.

Электрическая мебель от Ли Брума. Мебель может быть мягкой, дорогой, удобной. Но английский дизайнер Ли Брум решил придать мебели еще пару качеств – свечение, романтичность, загадочность, украсив ее специальными лампами. Таким образом, если обычная мебель в ночных сумерках перестает украшать вашу квартиру, то произведения Ли Брума позаботятся о вашем интерьере даже ночью. 

Необычную концептуальную мебель, предназначенную для тинейджеров и молодежи, представила бразильский дизайнер Роберта Рамме. Мебель интересна тем, что один предмет объединяет в себе все, что нужно современному подростку: это и компьютерный стол для учебы и игр, и полка для книг или учебников, и импровизированный «диван», лежа на котором можно смотреть телевизор или DVD (которые тоже являются встроенными), слушать музыку или читать. Для этого в мебели даже имеется.

Хотели бы вы спать под навесом, который напоминает ловушку или огромную мышеловку? Может, кому-то и хочется пощекотать себе нервы, но, откровенно говоря, немного тревожно спать в этой кровати-ловушке. Проект необычной двуспальной кровати был показан на выставке, посвященной искусству обустройства гостиниц.


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://102metra.ru/articles/260209.html


Гуляя по городским улицам, человек невольно ловит себя на мысли, что все окружающее формирует его настроение. Гармонично возведенные здания завораживают и заставляют «музыку, застывшую в камне», звучать в человеческих сердцах еще долгое время...

Архитектурная мастерская Дмитрия Винкельмана в качестве первой работы выполнила проект реконструкции Кукольного театра в Уфе, в котором можно обнаружить первые признаки того творческого почерка, благодаря которому проекты и постройки этого архитектора сегодня заметно выделяются на фоне других уфимских проектных мастерских.

- Дмитрий Александрович, расскажите о творческом объединении “Архпроект”... С чего все начиналось?

- Творческое архитектурное объединение “Архпроект” было основано в 1987 году при Союзе архитекторов РБ. С течением времени у «Архпроекта» стала формироваться структура: появились ведущие архитекторы, пришло много начинающих. Постепенно архитекторы стали уходить с прежних мест работы и переходить в «Архпроект». Так образовались архитектурные мастерские, которые включали в себя несколько человек. На сегодняшний день в составе “Архпроекта” работает девять мастерских. Основатель “Архпроекта” – замечательный человек Александр Васильевич Клемент, который сейчас уже вышел на пенсию, осиротив нас своим отсутствием. Мы как самостоятельная мастерская существуем с 1991 года. Когда-то я в составе коллектива принимал участие в конкурсе на проект Торговых рядов, и мы заняли первое место. На этот проект я и перешел в 90-м году в “Архпроект” и стал полноценно заниматься своим объектом. С течением времени стал независимым самостоятельным архитектором. Сейчас в составе нашей мастерсой работают 13 человек (а все начиналось с двух архитекторов). Одним словом, мастерская росла вместе с объемом работ. Процентов на 90 наши заказы состоят из жилых и общественных комплексов, также мы занимаемся проектированием промышленных объектов (например, мы являемся создателями практически всех заправочных станций “Башкирнефтепродукта”).

- Сказался ли финансовый кризис на работе архитекторов? Строительство большинства объектов в Уфе приостановлено...

- Безусловно, сказался. Год назад была ситуация, когда практически каждую неделю мы узнавали о приостановке той или иной работы по нашим проектам. Прежде всего прекратилось проектирование офисных объектов, стали делать акцент на жилье “эконом-класса”. Что касается торговых объектов, то их площади существенно уменьшились – с привычных 40 тысяч метров до 5 тысяч метров. Сегодня все постепенно возвращается “на круги своя” - объем работ восстановился процентов на шестьдесят.

- С чем связан выбор профессии?

- Сколько помню себя – все время хотел стать архитектором. У моего отца тоже было желание освоить эту профессию. Но его мечты совпали с послевоенным временем и не смогли осуществиться. Отец стал инженером-нефтяником. Но дома при этом всегда было много книг по архитектурной тематике. Большое впечатление на меня произвели рекламные проспекты, которые отец привез с одной из американских архитектурных выставок. Видимо, отцовская любовь к архитектуре передалась и мне. 

- Сколько времени уходит на создание того или иного проекта?

- Плотное проектирование длится в среднем около шести месяцев. Довольно много времени уходит на то, чтобы договориться с заказчиком, понять, что мы хотим получить друг от друга. Ну и серьезный временной отрезок уходит на согласование проекта. Далее начинается строительство, которое длится разное количество времени: существует масса факторов, влияющих на процесс реализации архитектурного проекта. Обычно мы осуществляем авторский надзор за ходом строительных работ – даже в ущерб своему времени. Архитектору как автору того или иного проекта крайне важно знать и видеть, что строящийся объект соответствует задуманной архитектурной концепции. 

- Что самое сложное в работе архитектора? С какими трудностями приходится сталкиваться?

- На мой взгляд, существует несколько сложностей. Самым непростым я бы назвал процесс рождения объекта – здесь сходятся множество разных факторов, которые необходимо собрать воедино. Процесс создания проекта сложен, далеко не у всех это получается. Как правило, это сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Я считаю, что какие-то вещи, конечно же, должны быть врожденными – например, склад ума, характера. Хотя какие-то качества развиваются и приобретаются уже в процессе творчества. Есть еще один серьезный момент – работа с массой специалистов различных направлений. В результате такого сотрудничества порой возникают трения. Но есть определенная этика: мы уважаем друг друга, доверяем компетентности каждого и, занимаясь своим делом, идем к общему результату. 

Прежде я думал, что самостоятельно можно научиться очень многим вещам. Сейчас я так не считаю – должны быть определенные врожденные способности. Работа архитектора – некий синтез работы художника и исследователя. Если кто-то из них оказывается сильнее – архитектуры не получается. Другими словами, во всем должна быть гармония.

Я смотрел недавно, как создавался фильм “Удивительная история Бенджамина Баттона”. Режиссер фильма там произнес отличную фразу: “Кино – это на 90 процентов компромисс. И если крупные мазки сделаны правильно – фильм удался”. То же самое можно сказать и о создании архитектурного проекта. Если идея проекта изначально сильная и правильная, работа идет легко. Хотя потом в возведенных объектах я замечаю и какие-то свои ошибки, и несоответствия проекту. Но если архитектурная идея изначально верная и крепкая, объект получается удачным.

- Значит, основная задача архитектора – создать проект, который одновременно будет максимально функциональным и эстетически привлекательным?

- Конечно. Не стоит делать приоритетным какое-то одно качество объекта. Должна быть гармония. Если объект эстетически привлекателен – это художество, искусство. Если функционален – это инженерия, технология. Будучи взаимосвязанными, эти свойства должны дополнять друг друга.

- Насколько часто приходится отстаивать свой проект?

- Доказывать приходится довольно часто. Обычно речь идет о защите художественной составляющей, с помощью которой архитектор стремится сделать объект более красивым и ярким. Но красота, как известно, стоит денег. А в случае с архитектурой – немалых. Как правило, привожу такой аргумент: увеличивая стоимость здания на 0,5 %, мы делаем его красивее на 25 %.

- Идет так называемая “борьба за миллиметры”?

- Да, идет. И здесь мы довольно сильны, особенно преуспели в этом за последний год. Мы научились создавать компактные и одновременно функциональные и комфортные квартиры. 

- Можете назвать архитектурное творение, расположенное в другом городе или стране, покорившее Вас?

- Скорее не творение, а город. Это Венеция – один из красивейших городов мира, на мой взгляд. Я покорен работами архитектора Андреа Палладио, являющегося родоначальником классицизма в архитектуре. Признаюсь, что сначала для меня это было просто имя. Но я поехал в Виченцу, где Палладио работал почти всю жизнь, и был поражен авангардностью и живостью созданных им зданий. Чувства настолько переполнили меня, что я даже встал на колени перед памятником этому фантастически талантливому архитектору.

- На каком уровне в Уфе сегодня находится культура строительства?

- На невысоком, но, по сранению с советским временем, произошел существенный прогресс. К сожалению, на качественное строительство сегодня нет спроса - и, как результат, нет самой культуры строительства. Она появляется лишь там, где этого хочет заказчик и готов платить за это деньги. Другими словами, мы имеем то, что хотим. 

- Существуют ли какие-то недостатки у современной архитектуры?

- Да, конечно. Один из основных недостатков, существующий уже довольно давно, - отстраненность архитектуры от человека. Современная архитектура со своей технологией строительства и материалами чересчур амбициозна, в этом и заключается ее античеловечность. 

- Как Вы оцениваете влияние европейской архитектуры на те строительные процессы, которые происходят у нас сегодня?

- Влияние, на мой взгляд, огромно. Заимствование в основном идет как по линии технологий, так и по линии стиля. Но в Европе очень сильна “общественная” составляющая в проектировании: огромно влияние городских и сельских сообществ на принятие архитектурных решений – как через общественные обсуждения, так и через архитектурную критику в прессе. При этом за рубежом архитектурой интересуются люди, совершенно от нее далекие. У нас же все наоборот: городская власть часто оказывается цивилизованее, чем горожане. 

- На кого в большей степени ложится ответственность при возведении объекта – на архитектора или строителя?

- Конечно, на строителя. Архитектурный проект, как правило, более совершенен нежели его реализация. Хотя бы потому, что проектировать гораздо легче, чем строить. Строить грамотно и качественно довольно сложно, особенно когда нет спроса на добросовестное строительство. 

- Не раз приходилось слышать от гостей нашего города, что в Уфе совершенно нечего смотреть... Нет памятников архитектуры, лишь новые современные объекты...

- Иностранцы, которые бывают в Уфе, в восторге от нашей деревянной архитектуры: “Вот что у вас действительно интересно, вот чем вам нужно гордиться”. Когда я был студентом, узнал и полюбил старую Уфу. Эту любовь переняла и моя дочь Анастасия, тоже архитектор. Ее увлечение фотографией в основном реализуется в старой Уфе, с ее богатством фактур, образов, деталей. Но насколько она стала меньше, сжалась и растворилась. 

Речь не идет о тотальном “охранительстве”, всегда возможны экономически разумные компромиссы, все можно подать интересно и красочно. Из головной боли для строителей и инвесторов старая архитектура может стать фактором, повышающим привлекательность объектов и территорий, как это и происходит во всем мире. Все проблемы в наших головах. 

Показать в Уфе и сейчас есть что. Уфа очень красиво расположена, у нее интересные рельеф и структура. У меня сложился уже свой маршрут, по которому я провожу своих гостей. В первую очередь, это южный склон у реки Белой, памятник Салавату Юлаеву, старый центр, Торговые ряды, Черниковка (на мой взгляд, настоящий градостроительный шедевр), парк Победы.

- Возможно ли как-то сохранить архитектурное культурное наследие в российских городах?

- При желании это, безусловно, возможно. Но желания нет. На мой взгляд, сохранение  памятников архитектуры сегодня мало кому нужно. Я не раз был свидетелем принятия решений о сносе старых зданий и видел, с каким “улюлюканьем” и восторгом происходит этот процесс – даже со стороны моих собратьев по цеху. А между прочим эти деревянные объекты более совершенны, чем то, что возводится сегодня, они экологичны, продуманы до мельчайших деталей. Старинные здания несут ощущение каких-то вечных ценностей. Это самое важное. 

- Вопрос по одному из Ваших объектов. Многие не понимают столь неожиданного сочетания стилей “Галереи-АРТ”. Что Вы можете сказать в защиту этого объекта?

- “Галерея-АРТ” представляет собой серьезный инвестиционный проект, одним из достоинств которого является сохранение архитектурного культурного наследия. Построенный объект – это подвиг инвестора. Изначально был соблазн все снести. Был еще один вариант – все сломать и выложить заново. Потом поняли, что таких квалифицированных мастеров и такой кирпич мы не найдем. В результате решили сохранить и отреставрировать старые фасады. Была проведена ювелирная и очень дорогостоящая инженерная работа. А что касается стиля “Галереи-АРТ” - построенное здание олицетворяет собой образ города, такого, каков он есть – пестрого, с разными стилями.

- Какое место в Уфе Вы бы назвали визитной карточкой города?

- Безусловно, это южный зеленый склон и виды, которые открываются с него. Это самые красивые места в нашем городе.

- В каком стиле в Уфе сегодня возводятся объекты?

- Стиль зависит прежде всего от культуры архитектора. Если человек хорошо образован и чувствует, что рисует его рука, объект получается профессиональным, стильным, хотя и с налетом нашей провинциальности. Если у архитектора проблемы со вкусом и кругозором, рождается здание с массой надерганных, не сочетающихся друг с другом элементов, на которое больно и смешно смотреть. Стиль, в котором возводятся современные здания в Уфе, я бы назвал провинциальным модернизмом, хотя это несколько упрощенное определение.

- Какие объекты создавать сложнее всего: торговые центры, жилые дома, промышленные объекты?

- Сложно все. Любой объект можно сделать хорошо и плохо. Наверное, несколько сложнее проектировать жилой дом. Порой этот объект одновременно должен быть комфортным и недорогим (если речь идет о жилье эконом-класса, и при этом красивом).

- Принято считать, что архитектуру в жилищном строительстве давит “финансовый каток”. Согласны ли Вы с тем, что многоквартирные дома обречены на простоту и скудность?

- Согласен, что такие дома обречены на простоту, но при этом простота не есть скудность. Многоквартирный дом представляет собой крупный объект, который можно создать как качественно, так и “спустя рукава” – впрочем, как и любой другой объект. Но это зависит от массы факторов, которые, кстати, зачастую никак не связаны с профессионализмом архитектора.

- Над какими проектами Вы в данный момент работаете?

- В данный момент мы работаем над проектом Центра пчеловодства и апитерапии РБ на улице Менделеева, над проектом Теннисно-оздоровительного комплекса в Парке Гафури. Ведется надстрой административной вставки по улице Цюрупы. На улице Сун-Ят-Сена реализуется еще один наш проект – жилой комплекс эконом-класса. Это строительство можно назвать началом освоения хорошего района, где прежде располагался частный сектор. Также готовится еще одна серьезная работа – строительство микрорайона “Кустаревский” при въезде в Дему. И снова речь идет об экономичном жилье. Одна из задач этого строительства – обеспечить недорогими квартирами людей, которые прежде и мечтать не могли о собственном жилье.