Ф.И.О.:Куянова Виктория Евгеньевна

Возраст: 27 лет

Место работы: Зианчуринские зори КП РБ


Номинации:
«Мастер слова»
«Нон-стоп»








Номинация: «Нон-стоп»
Опубликовано: в газете «Зианчуринские зори» №7 (9792), 21.01.2010
Краткая аннотация:
Материал готовился в короткие сроки, в редакцию поступало множество жалоб по поводу существования игровых автоматов в нашем районе. Мы провели расследование, в ходе которого установили, что то, что предприниматели называют безобидными лотереями , на самом деле является отнюдь небезобидными игровыми автоматами. После выхода в свет на страницах районки этого материала проведены все необходимые проверки, не завершены они и сейчас.


С некоторых пор когда «избранные» из мужчин покидают свои дома, их жены, родители, а у тех, кто уже в возрасте, и дети, нервно бродят по дому в надежде на то, что их чадо обойдет стороной некое заведение. Здесь нет вывески, но хозяева заведения, кстати, оные даже не из нашего района, уверяют, что их якобы безобидный бизнес носит название лотерейного клуба. И законодательная база не дает возможности запретить деятельность этих заведений, ведь лотерею нельзя отнести к азартной игре. Нельзя «прошерстить» их и по другим инстанциям – милиции вместе с сотрудниками МЧС, например. Ведь проверка частников разрешена только 1 раз в 3 года. Между тем навряд ли в помещении соблюдены хоть какие-то правила противопожарной безопасности.

1 июля минувшего года вступил в силу Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Игорные заведения всех игорных зон на территории России должны были прекратить свое существование. С тех пор вывеска у игровых клубов действительно сменилась (а то и просто исчезла – как в нашем случае), а вот суть осталась прежней: в них как проигрывали деньги, так и продолжают это делать. Поменялась только схема. Вместо автомата деньги получает менеджер – за лотерейный билет. Нет в автомате купюроприемника – вот и вся разница.

На собственной шкуре…

Дабы понять суть игры и то, почему зианчуринцы за один вечер оставляют в маленькой комнатушке по нескольку тысяч рублей, мы отправились в сие заведение собственной персоной. Видимо, девушка здесь работает новенькая, из глубинки, потому что абсолютно не узнала нас (мы наведывались сюда не раз – совместно с сотрудниками ОБЭП). Она взяла с нас 100 рублей, не выдав взамен ни лотереи, ни жетона – ничего абсолютно. Заплаченная сумма появилась на экране монитора. Сотню мы проигрывали минут 20, зато потом увеличили ставки и догнали выигрыш почти до 300 рублей. Видимо, после этого нас должна была «накрыть» волна азарта. Но мы предпочли взять выигрыш. С недовольным видом девушка-администратор протянула 6 пятидесятирублевых купюр. А за соседним автоматом в это время уже восьмую сотню разменивал 40-летний завсегдатай заведения. И было видно, что он не собирается останавливаться на достигнутом. Подтягивались еще игроки.  Время было 11.00 утра. Заехав вечером, мы обнаружили, что клуб переполнен. Молодые и не очень люди стучали по кнопкам автоматов, потягивая пиво. Только мужчины, кстати. «О-о-о! – протянул уже знакомый нам с утра игрок. – Я же сказал – еще придете. Затягивает ведь?» Поежившись, мы ринулись к выходу… 

«Неужели ничего не поделаешь?»

Куда смотрят контролирующие органы? – с таким вопросом к нам еженедельно обращаются читатели. Звонят в рубрику «Дежурный по району», даже приходят. Фамилии их по понятным причинам не называем, но записи после телефонных звонков аккуратной стопкой пылятся на наших полках. Мы все же смахнем с них пыль и ответим читателям. Коли уж обращались они по всем инстанциям, как, впрочем, и мы – с этим же вопросом. У одного сын не так давно «продул» больше 4 тысяч рублей за вечер, у другого – боязнь за внуков, третья живет в этом доме, где открыто заведение, и жалуется на постоянный шум и беспорядок. Ведь по утрам вокруг дома разбросаны пустые бутылки, окурки, пачки от сигарет. Особенно игрой «в лотерею» увлечены таксисты. И ни один из них не припомнит крупных выигрышей. 7 тысяч проиграл, 500 рублей – больше не было, 4 тысячи… Один из них даже рассказал историю о том, что некий парнишка из Оренбургской области «просадил» в автоматах 30 тысяч, домой возвращался автостопом – не было денег.

Рассказали нам и такую историю. Молодой человек (женатый) стал игроманом еще в то время, когда игровые автоматы свободно располагались в барах райцентра. И добрый, и непьющий Рома (назовем его так) стал вдруг сам на себя не похож – зарплату приносить перестал, в магазинах – сплошные долги. Через некоторое время жене доложили – Рома день и ночь за игровыми автоматами. Когда вышел в свет региональный закон о запрете «одноруких бандитов», и автоматы стали почти недоступны, всей семьей праздновали. Но счастье было недолгим – оно длилось ровно столько, сколько времени надо было «переоборудовать» игровые автоматы в лотерейные. И вот какой-то туземец вновь открыл в Исянгулове теперь уже лотерейный клуб… «Сколько же я видела в клубе плачущих матерей и жен, сколько слез и горя приносят эти автоматы», – говорила в трубку женщина из Исянгулова. Всех, погрязших в игре людей, жалко. Что за жизнь, когда все думы только о походе в клуб… Что за жизнь у их родственников…

Палка о двух концах.

Попав на крючок азарта, соскочить трудно. Недолго радовались жители республики после вступления в силу запрещающего закона об игровых автоматах не желая расставаться со столь прибыльным бизнесом, «игровики» поменяли маски. Ни для кого не секрет, что упраздненные салоны игровых автоматов наживаются на чужой беде и по сей день, функционируя в качестве компьютерных клубов и Интернет-кафе. Доказать, что в подобном клубе происходит запрещенная законом игра на деньги довольно непросто. Лотерейные автоматы не принимают и не выдают деньги. И тем не менее игра основана на риске, что по закону является показателем азартной игры. Проблема в том, что нет регламента, четко разделяющего игровые и лотерейные автоматы. Очевидно, что закон требует существенной доработки. И законотворцы сейчас решают эту задачу. Однако и мы не должны оставаться в стороне, прежде всего те, кто пойман в сети азарта. У всех нас есть близкие – давайте думать о них. Ведь порой проведенные 10 минут с автоматами могут разрушить жизнь наших супругов, детей, родителей.

P.S. Пока материал готовился к печати, в селе открылся еще один так называемый лото-клуб. Здесь еще больше автоматов – около 20. И открыли его опять же предприниматели из города.


Номинация: «Мастер слова»
Опубликовано: в газете «Зианчуринские зори» №42 (9677), 14.04.2009 


Мы стремимся найти что-то изумительное, возвышенное вдалеке от себя, не подозревая даже, что это чудо порой совсем близко. В поселке Саракташ, что всего лишь в 60 км от Исянгулова, есть место, которое по праву может считаться чудом света. Это Свято-Троицкая Обитель Милосердия. Именно этой Обители была посвящена наша командировка в соседнюю Оренбургскую область.

Как все начиналось. 

В живописных окрестностях Южно-Уральских гор расположилась святая обитель. Еще в годы войны, а именно в 1943 году, православная христианская община верующих в п. Саракташ впервые получила регистрацию от властей. Поселковый совет выделил для общины небольшое здание. После долгих гонений во времена советской власти в самом начале 90-х годов началось строительство новой церкви. В 1990 году и направлен был в Саракташ выпускник Московской духовной семинарии Николай Стремский с женой – матушкой Галиной, окончившей иконописную школу при Троице-Сергиевской лавре. Возрождение духовной жизни в поселке ознаменовалось чудом – обновилась икона Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Кстати, в преддверии этого ее хотели сжечь – лика Богородицы видно уже не было. И в один прекрасный день он вдруг посветлел.

Позже, в 1992 году – построили начальную образовательную церковно-приходскую школу. В этом же году матушка Галина и отец Николай взяли в свою семью 15 сирот в возрасте от полутора до 7 лет. Этим не ограничились – ежегодно они усыновляли детей, оставшихся без попечения родственников. «Нам звонили из оренбургских роддомов и просили взять детей-отказников, – рассказывает отец Николай. – Были и такие, которых родители подбрасывали в детские дома, оставляли прямо на пороге». А один мальчик в детском доме поинтересовался: «Пап, ты меня скоро заберешь?..». Забрали его в тот же день. Первого ребенка – девочку – отец Николай удочерил, когда ему было 28. Теперь Насте 23, она отучилась и вышла замуж. Свою семью – матушку Галину и отца Николая – не забывает. Разве можно забыть родительскую любовь? Подрастают и другие дети – всего их на сегодня 70, 25 из них носят фамилию Стремского, остальные – на попечении.

За любовь платят любовью.

Семья Стремских – самая многодетная в России. Признавая, что дети – удовольствие дорогое, о материальных ценностях, которых на всех могло бы и не хватить, отец Николай не задумывается. «Мы воспитывали детей в труде, они знают, что во взрослой жизни, если хочешь быть обеспеченным, нужно работать» – говорит он. А сейчас всю семью обеспечивает большое хозяйство.

Не секрет, что, к несчастью, дети-отказники болеют многими заболеваниями, ведь они из семей неблагополучных. Среди воспитанников Стремских есть малыши, страдающие ДЦП, одна девочка – без пальцев на руках. Нескольким мальчикам уже сделаны бесплатные офтальмологические операции, другим они еще предстоят. Есть спонсоры, друзья, которые помогают материально в лечении ребят, но … Лечение нынче очень уж дорогостоящее. В семье священника распределены обязанности. «Мои девчонки еду готовят так вкусно, как редко у кого из опытных хозяек получается», – говорит отец Николай. Овощи на приусадебном участке домочадцы выращивают все вместе. Кошки, собаки, рыбки в аквариумах находятся на попечении детей. Старшие девочки смотрят за малышами, ухаживают за бабушками в Доме милосердия, вместе с мальчиками помогают бабушке, монахине Маргарите, на ферме. А в 2004 году в семье произошло знаменательное событие – венчался первый сын Павел.

Когда мы приехали к отцу Николаю, все в обители готовились к очередному большому событию в семье – свадьбе дочери Люды. Это будет 17-я свадьба в семье Стремских. Все по правилам – красивое белое платье, регистрация брака, венчание. А потом, пока не найдет другую работу, Людмила будет работать при обители.

Семья Стремских – это еще и большой хор. Практически все дети школьного возраста знакомы с «тремя хитами» в музыке – есть здесь маленькие пианисты, гитаристы и даже гусляры. А на богослужениях дети пели даже в Америке! В семье сложилась традиция каждую осень бывать в святых местах Америки.

Матушка Галина и отец Николай подарили своим детям все, что принято для счастливого детства – радость познания, мир путешествий и музыки, материальные блага и то, чего эти дети чуть было не лишились – родительскую истинную любовь. И за эту любовь и малыши, и уже повенчанные сыновья и дочери, благодарят их любовью.

«Дети, воспитанные в любви и вере, вырастут настоящими людьми»,

– так считает отец Николай. Церковь во все времена призывала к чистоте и нравственности, к святости. Наша сила – в вере. Бог помогает человеку исправиться, избавиться от грехов, встать на путь истинный.

При храме божьем действует Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского. Управление образования Оренбургской области в 1996 году выдало лицензию на право ведения образовательной деятельности. В этом же году специально в гимназию приезжал Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ныне покойный.

В гимназии преподаются те же предметы, что и в обычной общеобразовательной школе плюс православное учение. Помимо учебных классов, есть небольшой музей и библиотека с огромным книжным фондом – как художественной, так и православной литературы, класс для хора (в хоре выступают 12 человек).

До недавних пор здесь существовало и единственное в области Епархиальное Духовное училище. Сейчас его перенесли в Оренбург. Выпускники по окончании его принимают священный сан, служат на приходах епархий.

В гимназии же сейчас 80 воспитанников, мальчики и девочки обучаются раздельно. Это дети семьи Стремских и людей из штата обители ( в штате, кстати, 185 человек). Духовные дисциплины преподаются в гимназии за счет регионального компонента. Обучение ведется в двух направлениях – общеобразовательном и духовном, которые органично дополняют друг друга. Часты мероприятия для гимназистов – концерты, выставки, конкурсы, паломнические поездки по святым местам, просмотр фильмов религиозной тематики.

Преподают 24 учителя Саракташских школ, приезжают и из Оренбурга. Воспитанники гимназии носят специальную форму, несут послушания в алтаре, поочередно трудятся на ферме. Все расходы, связанные с обучением и содержанием воспитанников, несет Свято-Троицкая Обитель Милосердия.

Ученики православной гимназии совершают миссионерские поездки с концертами.

«Если воспитывать детей в подобном духе, в духе нравственности и чистоты, они никогда не будут пить, курить и вести аморальный образ жизни. Никогда, – уверен отец Николай. – Наши дети искренне верующие, иногда даже я учусь у них чему-то. Наверное, даже когда они вырастут, а мы состаримся, сможем опереться на них. Они будут приличными людьми потому, что видят только добро и не видят того, что могли бы видеть в неблагополучных семьях». 

В труде и честности.

Пекарня и большое хозяйство. Это еще один вид деятельности, которую осуществляет отец Николай. Однажды ферма горела – произошло короткое замыкание. Огнем уничтожена была и часть корма для животных, и только что отремонтированное помещение для работников. Много времени ушло на восстановление помещений. Стоит того, ведь ферма и по сей день является большим подспорьем для многодетной семьи Протоиерея Николая Стремского. Молоко и мясо с фермы поступает также и в Дом милосердия, и в Православную гимназию Обители милосердия.

Животноводческой фермой руководит монахиня Маргарита. В ее хозяйстве несколько десятков коров, свиней, телята, поросята, куры.

В пекарне накануне Пасхи выпекают куличи, их освящает один из священников Обители. Освоено производство нескольких сортов хлебобулочных изделий, тортов и пирожных. Еще одна из обязанностей сотрудников пекарни – выпечка просфор для богослужебных целей.

Помимо пекарни и животноводческой фермы, Дом милосердия имеет швейную и фаянсовую мастерские.

Мечты, мечты… И реальность.

В условиях развивающего кризиса мы не могли не затронуть эту тему. Оказалось, отец Николай кризиса не боится. И развитие малого предпринимательства как гаранта создания рабочих мест только приветствует. Только вот не у каждого эта предпринимательская жилка есть. А еще протоиерей мечтает развести лошадей, построить конюшню. Как говорят, лошади обладают силой излечивать детей…

Мечтает он о том, чтобы все люди были нравственно красивы и чисты. Сейчас в обществе сложилось так, что женщина сама и детей воспитывает, и семью обеспечивает. Если супруги разводятся, отец ребенка не обеспечивает его. «Такого быть не должно, – считает отец Николай. – Отец должен обеспечивать ребенка до его совершеннолетия».

Многие пары сейчас венчаются – по 2–3 пары каждые выходные приезжают не только с Оренбургской области, но и со всех уголков страны. Люди верят и это радует.

…. Когда мы заговорили о строительстве церкви в Исянгулове, отец Николай удивился, что в районе нет ни одного храма. И что строительство первого остановилось из-за отсутствия средств. «Благотворителей, спонсоров нужно искать не только в районе, но и далеко за его пределами. Когда церковная жизнь Саракташа только возрождалась, наши прихожане стучались в двери каждого дома поселка. По копейке собирали на Храм. Надо, чтобы сам народ принимал участие», – считает настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия. Вспомнил он и о том, как в 90-х годах приезжал в Исянгулово и прямо на улице совершал таинство крещения для желающих. За 1 день он окрестил всего 80 человек. Еще в то время верующих было много…

А еще рядом с обителью находится мечеть. И протоиерей Николай с тамошним хазратом хорошие друзья. Бывает, мусульмане по пути в мечеть захаживают и в обитель и ставят свечи. «Нужно жить в дружбе, все мы одним Господом Богом едины», – уверен отец Николай.

«Немодно сейчас о стариках заботиться…»,

– с горечью признает настоятель Свято-Троицкой обители. В Доме Милосердия, построенном в 1994 году, сегодня проживают 25 старушек, старшей из которых 96 лет. За ними ухаживают и медсестры, 2 раза в день бывает обход медперсонала. Попадают сюда в основном больные, не ходячие, а прожив некоторое время в тепле и заботе, буквально расцветают. На их лицах появляется улыбка. История многих из этих бабушек – это история бессердечного отношения людей к своему старшему поколению, история безразличия общества к проблемам и нуждам стариков. Кого-то из них выгнали из дома родные дети или внуки, кто-то остался на улице из-за процветающей в обществе безнаказанности. Одна бабушка из Казахстана. Как она добралась до обители без документов и денег – загадка. Сейчас решается вопрос о восстановлении документов старушки. В зависимости от самочувствия, бабушки посещают богослужения, причащаются. К лежачим больным для исповеди и принятия Святых Христовых Тайн приходит священник.

Святыни обители.

Храмы обители украшают множество икон, многие из которых были пожертвованы прихожанами из других городов Оренбургской области, России и даже Австралии. В семи километрах от Саракташа обустроен источник Казанской Иконы Божьей Матери, рядом сооружена часовня.

По рассказу отца Василия, одного из служащих Обители, однажды благодетель, пожелавший остаться неизвестным, принес в Обитель большую Тихвинскую икону Божьей Матери. Когда он вносил икону в ворота, куранты на колокольне заиграли мелодию. А в праздновании в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы был организован крестный ход на источник Казанской иконы Божьей Матери. Придя туда, все увидели, что теперь святой источник бьет ключом с новой силой. Это было еще одним чудом. А Тихвинская икона неоднократно вывозилась и в Башкирию – по многочисленным просьбам верующих.

Многие из икон здесь имеют интересную биографию. Икона целителя Пантелеймона, например, находилась в Саракташском храме еще до его разграбления в 1961 году. После этого ее забрала к себе домой прихожанка из храма и долгие годы хранила ее. Когда попросили вернуть икону в церковь, не пожелала расставаться с ней, и вскоре после этого была ограблена. Своровали и икону. Десять лет об иконе ничего не было известно, пока один из благодетелей не увидел ее в одном из антикварных магазинов Оренбурга – купил ее и привез в  Обитель.

Иконы в обители украшены драгоценностями – крестиками, цепочками, колечками – это знак благодарности прихожан тем святым, которые им помогли.

В музее наша история.

В Обители Милосердия есть и церковно-исторический музей с богатой коллекцией экспонатов, охватывающим два тысячелетия христианской веры. Здесь более 2000 экспонатов. Их привозят из разных уголков России. Много здесь и икон. «Одна из икон долгое время служила прилавком в каком-то сельском магазине, – завораживал нас рассказами отец Василий. – Сейчас она отреставрирована, о безбожных годах напоминает лишь небольшой участок, не очищенный от краски, специально оставленный реставраторами». Множество православных крестов, в том числе государственный наградный крест высшему духовенству к 300-летию дома Романовых работы мастерских Фаберже. Богослужебные сосуды, облачения священников и даже колокола. Старинные книги, ценнейшая из них 1653 года, принадлежащая духовнику Патриарха Никона, Дореволюционные документы, граммофон, нумизматическая коллекция, скульптура – каждый из этих экспонатов уникален.

В церкви живет вера.

Монашеские постриги, часовня, сестричество, Собор в честь Святой Троицы, многочисленные храмы во всей округе, Епархиальное Духовное училище, радио-журнал «Православный духовный вестник Саракташского благочиния», казачество – обо всем сразу и не расскажешь. Мы решили одной командировкой в Свято-Троицкую обитель Милосердия не ограничиваться, и побывать с членами семьи Стремских еще. А также рассказать нашим читателям о монашестве, казачестве при обители, музейных экспонатах, редакционно-просветительском деле священнослужителей и об иконописной мастерской, в которой учатся дети постарше из семьи. Иконы они пишут изумительные.

Экскурсия по святым местам оставила в душе хороший – добрый след. Действительно, главное в этой жизни любить ее, любить людей, тебя окружающих, понимать и ценить нравственные ценности, творить добро. И да воздастся каждому по заслугам его.