Ф.И.О.: Чуракова Екатерина Павловна

Возраст: 29 лет

Место работы: интернет-газета "БАШвест"


Номинации:
«Мастер слова»









Номинация: «Мастер слова»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1004568
Краткая аннотация:
25 июня 2009 года мир был потрясен трагическим известием: не стало человека планетарного масштаба Майкла Джексона. Утрату ощутили все: и многочисленные поклонники "поп-короля", и те, кто относился к его творчеству без интереса. И пусть Джексон в последние годы был в тени, у всех было потаенное осознание: он был, он есть и будет. Он столько лет в шоубизнесе и шоубизнес настолько в нем, что данный факт никто не может поколебить. Даже смерть... Остановка сердца певца прервала его подготовку к серии лондонских концертов, которыми он планировал триумфально вернуться на сцену. Этот трагический "информповод", как выражаются представители прессы, сразу отразился во всех СМИ мира. Независимо от географического положения, формата медиапродукта и его целевой аудитории практически каждое издание откликнулось на уход "звезды" мировой величины. Не стал исключением и Башкортостан. По статистике, тема гибели Джексона стала одной из самых "популярных" в интернете в 2009 году, в поисковиках новости о Майкле Джексоне стали одними из самых запрашиваемых. Увы, многие таблоиды в целях увеличения посещаемости, продаж не поскупились на сомнительные и аморальные публикации, рейтинги многих из них взлетели вверх. И, как часто бывает, начались ...танцы на костях усопшего. Данный вопиющий факт не оставил равнодушным корреспондента "БАШвеста", который попытался напомнить о морально-этических нормах тем, кто о них напрочь забыл, и рассказать о теплых чувствах к музыканту, которого считает одним из самых талантливых людей человечества (материал "Black or White"). Вторым материалом "Это было вчера" автор, посмотревший фильм "Вот и все", билеты на премьеру которого в Уфе были стремительно раскуплены, и присутствовавший на уфимском флешмобе в честь Джексона, отдает дань памяти "поп-королю", мечтавшему, но не успевшему подарить поклонникам невероятное шоу. Выбирая материалы на конкурс, остановилась на этих публикациях по двум причинам. В 2009 году это одно из событий, действительно, потрясших мир. За все время моей работы в журналистике две эти статьи вызвали самое большое количество откликов. Писали читатели из Башкортостана, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Такой шквал комментариев - еще одно доказательство значимости главного героя моих публикаций и осознания: берешься за перо - будь, как на духу.


"Хочется прикоснуться к истине и быть в состоянии выразить эту истину через то, что ты пережил и перечувствовал <...> тогда жизнь твоя приобретет больший смысл и, может быть, тебе удастся тронуть сердца других. В этом высшее содержание искусства. Ради таких минут озарения я и живу" ("Moonwalk". М.Джексон. 1988).

Очень трудно было всю минувшую неделю перестроиться на шокирующую новость о смерти Джексона и переводить его слова о настоящем и будущем в прошлое время. И признавать: он жил, он пел, танцевал, покорял мир. Хотя нет, мир он покорИл, и тут время бессильно. Повторить взлет одаренного мальчика из небогатой негритянской семьи вряд ли кому по силам. Он завоевывал сердца поклонников не тысячами - миллионами, старательно и навсегда вписывая свое имя в историю человечества.

То, что произошло в прошлую пятницу, леденит кровь. Ушла из жизни очередная легенда, музыкальная "икона", "кумир миллионов", "поп-идол", как его называли, "король поп-музыки". "Король умер" - констатировали в его случае, но продолжения расхожей фразы "Да здравствует король" не прозвучало - преемников нет. Поп-культура понесла величайшую утрату, какой не знала, пожалуй, со времен кончины Джона Леннона и Элвиса Пресли. Кое-кто даже считает, что 25 июня врачи констатировали смерть мировой поп-культуры. 

Но хочется поговорить не об этом. Многочисленные фанаты Джексона и те, кто в силу объективных причин не может отрицать его влияние и вклад в развитие музыкальной сферы, вряд ли нуждаются в нудном описании биографии певца, его многолетнего трек-листа, многочисленных наград. Необходимое знают и так. Остальным же, что ассоциируют Майкла лишь с ввалившимся носом да педофилией, думаю, это и вовсе неинтересно. То ли дело помуссировать, кто унаследует движимые и недвижимые активы "поп-короля", кому достанутся его дети, какие убытки понесут организаторы несостоявшихся гастролей, сколько пластических операций сделал черно-белый человек, сидел ли он на наркотиках и правда ли, что перед смертью был лысым и весил всего 50 кило!.. Утраченная слава вернулась к Джексону. Но о таком ли триумфе мечтал музыкант, отдавший на заклание шоубизу самого себя? Он планировал попрощаться с миром серией британских концертов - зрелищных, эффектных, как и в далекие 80-90-е, и активно готовился к своему великому шоу. По оценкам коллег, это была бы "бомба". Репетиции шли вплоть до дня смерти; музыкант предвкушал грандиозное возвращение на сцену. Но он не успел. Расстался с публикой не по-королевски - кричащими заголовками о результатах патологоанатомической экспертизы и дележе наследства...

Когда умирают великие, принято вспоминать о жизненном пути усопшего, его взлетах, достижениях, наградах. Очень жаль, что в случае с Джексоном его жизнь итожат, мешая дискографию со сломанными ребрами и искусственно оплодотворенными яйцеклетками. Люди, окститесь! Так не провожают в последний путь. Ни гениев, ни простых людей... На основании того, что часть "максималистского" периода своей жизни я провела, слушая песни "поп-идола", оклеивая комнату его постерами, читая его книги и (не смейтесь!) разучивая "лунную походку", позволю напомнить читателям, что из жизни ушел прежде всего гениальный музыкант. Как говорится, подростковый период прошел, а впечатление осталось. И я запомнила музыканта другим.

Во-первых, первооткрывателем. "Мне нравится быть родоначальником новых направлений", - писал Майкл во все той же автобиографии "Moonwalk". В далекие 80-е он запел рискованно по-новому, смешав ритмы в стиле соул, r'n'b, диско, рок. (Сам певец в книге неоднократно упоминает слово "рок" применительно к некоторым своим песням, в том числе "Rock With You"; для ухмыляющихся рокеров напоминание по словарю: рок-музыка - область современной поп-музыки, ведущей свое происхождение от песенно-танцевальных жанров афроамериканского фольклора начала 20 века, ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн и рок-н-ролла). Он разработал хореографию, разрушившую имеющееся на то время представление о манере исполнителя держаться на сцене. По мне так уже на одной "лунной походке" можно было остановиться. Джексон совершил такой прорыв в танцевальной культуре, что навсегда бы остался легендой и без массы великолепных песен, первоклассных клипов и благотворительных акций.

Во-вторых, революционером. Он выходил на сцену принципиально в одной перчатке. Он ввел в моду белые носки - моветон в те времена! Тогда, вспоминал певец, "в белых носках даже в гроб не клали", "даже думать об этом считалось слишком примитивным". Он вынес на официальные музыкальные подмостки часть элементов "грязных танцев", которые сегодня особенно популярны. И пусть в то время его движения блокировали, попытка уже равна революции. А сама бредовая идея переделки негра в белокожего, опуская саму абсурдность этой ситуации, разве не переворот?!

Он сказал веское слово в истории клипмейкерства, запретив называть свои видеоролики клипами. Это были настоящие фильмы! Непременно с захватывающим сюжетом, яркой картинкой, качественным звуком, часто с участием звезд мировой величины. Вспомните "Black or White" с Маколеем Калкиным, "Remember the Time" с Эдди Мэрфи и Иман, "In the Closet" с Наоми Кэмпбелл, "Scream" с Дженет Джексон. Кстати, созданный в 1995-м "Scream" обошелся Джексону в шесть с лишним миллионов долларов. Рекорд не побит.

А значит, в-третьих, рекордсменом. Как не вспомнить тут зафиксированный в "Книге рекордов Гиннесса" альбом "Thriller", реализованный 104-миллионным тиражом, двукратное занесение имени певца в Зал славы рок-н-ролла, 19 премий "Грэмми" и прочие высоты. Он самый коммерчески успешный сольный артист в истории человечества, наконец.

В-четвертых, благотворителем. Все его пожертвования не перечислишь. На памяти - несчастный случай на съемочной площадке рекламного ролика известной газировки. Тогда Джексон с ожогами лица попал в ожоговый центр и, насмотревшись на тамошних мучеников, весь гонорар с шестью нулями перевел им. Не один миллиард долларов получили и голодающие Африки в результате продажи благотворительного сингла "We Are the World", который, по задумке "короля", вместе с ним внушительной командой исполнили другие "суперзвезды". Конечно, капиталы Джексона позволяли ему так раскошеливаться, но разве только он в шоубизе имел баснословные гонорары?.. Он спасал жизни, не только жертвуя деньги. История знает не один случай, когда неистовая любовь к кумиру, бешеное желание увидеть его поднимало лежачих больных на ноги, продляло жизни безнадежным. Джексон, безусловно, имел этот дар и умело пользовался им, посещая школы, больницы, приюты.

Еще он запомнился очень одиноким, несчастным человеком. "Успех, безусловно, приносит одиночество", - писал Майкл еще в 1988 году. Тогда же, в возрасте 30 лет, он признавался: "Я почему-то чувствую себя <...> стариком, человеком, который многое видел и многое испытал". Во многом это связано с тем, что Джексона малолеткой вытолкнули на сцену. Все его детские воспоминания связаны исключительно с работой в отцовской группе "Джексон 5". Всю взрослую жизнь он жаждал наверстать упущенное детство. Не оттого ли даже на гастроли брал из дома любимые мягкие игрушки и постоянно возился с детьми? Кто-то, помню, даже шутил: если вы ростом меньше метра, сердце Майкла - в ваших руках. Именно пытаясь компенсировать отнятое детство, певец отстроил собственную детскую "страну" со сказочным названием Neverland и, дав почву для последующих обвинений, окружил себя детворой. Он знал, что она не "щелкнет" из-за угла и не запустит газетную "утку", он был с ней на одной волне и говорил на ее языке. Он хотел стать Питером Пэном, мальчиком, который никогда не стареет. Прежде всего, отсюда - чудовищные эксперименты над внешностью.

Глубокая депрессия на фоне громких судебных процессов, долгов, обострившихся болезней и потери "товарного вида" спрятала Майкла от глаз. Последнее десятилетие интерес к нему поддерживали лишь истинные фаны, прощавшие молчание певца, но не терявшие надежду увидеть его новое шоу. И они его наблюдают - начиная со дня кончины кумира. Истерия с результатами вскрытия, повторная аутопсия, омерзительное вошканье вокруг его анамнеза и завещания, потом белоснежная карета, хрустальный гроб - "последнее и величайшее (по задумке "звездной" родни) шоу Майкла" в Neverland - казалось бы все: выдох. Ан нет! В третий раз переносится дата похорон, и гроб с телом обещают выставить в концертном зале Лос-Анджелеса, где Джексон готовился к лондонским концертам за сутки до смерти. Законы бизнеса распространяются даже на мертвых... Поклонники же устали ждать - провожают любимца сами, публикуя откровенные прощальные посты на его официальном сайте. Счетчик приближается к цифре 420 тысяч сообщений со всего мира.

Семья Джексонов, тем временем, вспомнила про мусульманство родственника и планирует похоронить его согласно исламским традициям. По еще неточным данным - 7 июля, спустя почти две недели после смерти. Господа хорошие, вы что творите! Если бы раньше мне сказали, как маниакально я буду хотеть, чтобы Майкла, извините, быстрее закопали, не камнем бы в того бросила - убила бы этим камнем. А теперь... Джексон, прости их всех. Белый ли ты свет покинул? Или все-таки черный...


Номинация: «Мастер слова»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1005802


"Майкл Джексон: Вот и все". Мемориальный фильм, в котором кумир миллионов готовится к серии несостоявшихся концертов, вышел в прокат. Оценивать его по хоть какой-нибудь балльной шкале и вообще укладывать в жанр кинорецензии не представляется возможным.

- Все в его мире больше и ярче, - говорит о Джексоне один из участников шоу, которое никогда не будет показано.

И оказавшись причастным к репетициям гениального музыканта, рабочим и закулисным моментам подготовки к концертам "This Is It", понимаешь, что лучше этого парня уже не скажешь.

Фильм начинается с мини-интервью танцоров, приехавших на лондонскую арену "О2" для участия в кастинге.

- Первым делом, когда я просыпаюсь утром, я не ем, не делаю ничего. Я включаю Майкла Джексона, начинаю танцевать под его музыку и ходить "лунной походкой", - говорит в объектив камеры один из них.

Голос второго срывается, он плачет. От счастья выступать на одной сцене с "поп-королем". "Они воплощают образ самого Майкла Джексона, - вспоминаются слова из фильма, - и сами становятся величайшими танцорами".

Все меркнет, когда человек-легенда появляется в кадре. Появляется и круто контрастирует с образом, прописанным таблоидами в пред- и постсмертных "откликах". Заметно похудевший, осунувшийся, но, как всегда, стильный и ухоженный, очень энергичный и стопроцентно отдающийся делу. Голос - проникновенный и чистый (он снова мальчишка из Jackson 5, и не подумаешь, что Майклу уже 50!), костюмы - в его нереальном фееричном стиле, движения отточены так, что создается эффект волшебства. Но "поп-король" недоволен:

- Нет, нет, пока не получается.

- Попробуй вот здесь протянуть, - обращается он к звукооператору. - Да, так фанковее...

- Нет, рано заканчиваешь. Зритель должен здесь "помариноваться", понимаешь? Ты его не "маринуешь"...

- Стоп! Я должен дать отмашку здесь. Эффект не должен возникать самостоятельно. Следите за мной, ок? Я должен дать отмашку.

- Надо тут довести зрителя до экстаза. Здесь я уйду, а пиджак пусть горит. Да, пусть сгорит пиджак.

- Очень здорово. Здесь здорово.

- Отлично звучишь, Майкл! - кричит певцу режиссер Кенни Ортега, называющий себя "соавтором" Джексона.

Но тот знает, что можно сделать еще лучше. Перфекционист, известное дело. Он должен довести каждый звук, микрозвук, отбивку, тон, па, взмах рук, взгляд в зал, поклон - до совершенства. И он знает, как это сделать. Он должен объяснить это сотням людей, задействованным в репетициях. Он то показывает им это на пальцах, активно жестикулирует, то в десятый раз берет одну и ту же ноту, расщепляя ее на микрочастицы, то имитирует ударные, с надеждой глядя в глаза: понимаешь?

- Мы найдем решение, да. Обязательно найдем, - говорит он напарникам в расстроенных чувствах, но непременно спокойно и уважительно. И добавляет: - Храни вас Господь. Я люблю вас.

Эти две фразы он повторяет во время документального фильма не один раз. И фанаты знают, что это идет от сердца. В лексиконе Джексона слова благословления и признания в любви так же часты и естественны, как "спасибо" и "пожалуйста". Еще он говорит:

- Прости, прости, прости... - когда ошибается при прогоне номера с гитаристкой Орианти. - Я забыл, что здесь нет второго куплета. - Прости... Мы ведь для этого и репетируем, верно?

Очень емко сказал об этом один из танцоров шоу "This Is It":

- Он - король. При этом славный парень. Он скромный.

Так, извиняясь и поощряя коллег теплыми фразами, Джексон оттачивает каждую секунду своего выступления.

- Приходя к Майклу, надо знать все наизусть, - говорит о работе с певцом другой участник летних событий. - А потом еще и искать компромиссы, чтобы сделать еще и еще лучше.

Майкл Джексон стремится расширить горизонты. Он делал это всю свою жизнь, а в серии лондонских концертов мог бы превзойти сам себя. Чего стоит новый отснятый материал "Smooth Criminal", где главный герой в неизменной фетровой шляпе и белом в полоску костюме оказывается в клубе "Чикаго", а потом, скрываясь от бандитов, выпрыгивает из окна высотки, окруженный сотнями мелких осколков стекла и пулями преследователей. "Earth Song", одна из любимых композиций певца, известного борца за экологию, также представлена в новом ключе. Изумительной красоты природный и животный мир планеты, очаровательная девочка, пытающаяся спасти живой еще росток от лопаты огромного экскаватора... Этот зрительный ряд с большого экрана резко трансформируется в реальную адскую машину, которая выезжает из темноты прямо на поющего певца. Ход до того мастерский, что мурашки по коже продолжают бежать даже тогда, когда начинается следующая песня. Новая версия "Thriller" отснята в формате 3D. Если вы думали, что в клипе начала 80-х - самые страшные и уродливые мертвецы, вы ошибались: используя самые современные технологии, Джексон создает зомби в лучших традициях фильмов ужаса дня сегодняшнего. И вот они "сходят" с монитора на сцену, над ними парят леденящие кровь "мертвые невесты", а огромный робот-паук, что еще секунду назад выползал в клипе из холодной могилы, появляется на подмостках. Жутко. Красиво. Жутко красиво...

Фанаты могут услышать практически все свои любимые песни. В фильме звучат "Jam", "Beat It", "They Don't Care About Us", "Black or White", "I Just Can't Stop Loving You", "Man In The Mirror". Исполняя "Billie Jean", Майкл порадовал "лунной походкой" совсем чуть-чуть, хотя именно этот номер включает в концертной программе Джексона показ фирменного стиля. Зато под занавес песни "побаловал" танцевальным этюдом со своим знаменитым движением рук у причинного, так сказать, места. Но не привычным, часто встречающимся в его клипах, а в манере видеоролика, продолжающего клип "Black or White" и "забаненного" в свое время телецензурой. Исполнение этой хореографической части было таким красивым и проникновенным, что танцоры, стоявшие с открытыми ртами у сцены, заглушили музыку своими громкими аплодисментами.

- По крайней мере, вы почувствовали эту песню, - смутился Майкл.

- Как в церкви, - пошутил Кенни Ортега. - Как в церкви рок-н-ролла.

Кинолента "Майкл Джексон: Вот и все" беспощадна к поклонникам его творчества. Она слепо передает живую картинку. Это Майкл, он жив, он работает, и он хочет и будет выступать. Никто в фильме даже не намекнет на его смерть. И этот контраст его "вчера", которое нам так по-настоящему показывают, с "сегодня", которого как бы нет, режет сердце на тысячи полос. Восхищение большим талантом каждую минуту перемежается со скорбью: всего этого не будет никогда, мы его потеряли. Оттого еще больнее смотреть, как Джексон обещает на мартовской пресс-конференции увидеться со зрителями в июле, как он смеется и шутит на арене "О2", учит ребят танцевать, жуя жвачку, комментирует ролик с чупа-чупсом во рту. Сидя в кинотеатре, я пережила смерть любимого музыканта заново. Только с той разницей, что 25 июня я слабо представляла его "последний" образ, а сегодня знаю, как он выглядел и что он делал за пару дней до кончины.

Несостоявшиеся лондонские концерты могли бы посмотреть около миллиона фанатов Джексона. Смог бы он отыграть все 50 шоу? На этот вопрос уже вряд ли кто-то даст адекватный и объективный ответ. В интернете сейчас развернута кампания протеста с основным посылом "Вот и не все!". Ее сторонники хотят убедить зрителей: талант Джексона нещадно эксплуатировали, скрывая от всех, что певец тяжело болен, и, подсадив на сильные препараты, выжимали из него последние соки. Когда же организм музыканта не выдержал изнурительного графика работ, решили коммерциализировать его смерть. Это не все! Нельзя ставить точку в этом деле - призывают поклонники. Когда видишь с экрана, как Ортега, прогоняя номер, гнет свою линию, а Майкл робко, вовсе не по-хозяйски пытается отстоять свое видение, невольно закрадывается мысль: может, и правда - давили? А может, учитывая мягкий характер Майкла, его природную скромность и деликатность, он просто не мог в резкой форме блокировать эти директивы?.. Как бы то ни было, "поп-короля" не вернешь. Какую сторону ни занимай в этом мировом споре. Это было вчера.

       Советовать (или не советовать) идти на этот фильм было бы глупо. Фанаты посетят кинозалы в ближайшие две недели, пока будет идти "Вот и все", не один раз. На самый первый сеанс билеты в уфимских кинотеатрах уже распроданы, несмотря на то, что сегодня рабочий день. Накануне в одном из наших кинокомплексов прошла акция в память великого певца. Организаторы устроили флешмоб с участием "мертвецов" из "Thriller", баттл ведущих танцевальных коллективов республики, а также запустили в небо послание кумиру. Не хочется обижать местных ребят, все старались, и это было видно. Однако их танцы в очередной раз доказали: никто не сможет станцевать так, как Майкл Джексон.

И никто не сможет сделать такое масштабное шоу, как "This Is It". Это поистине дорогое, продуманное и потрясающее действо. Действо, у которого перекрылся сердечный клапан. Но Джексон об этом еще не знает.

- Мы отведем зрителей туда, где они еще не были, мы покажем им шоу, какого они еще никогда не видели, - говорит он своей команде. - Храни вас Господь. Я люблю вас.

А в голове все крутится наше, шансоновское:

Вот и все. Это было вчера.
Я прощался с тобой, говоря тебе: "Здравствуй!"
Вот и все, это было вчера.