Ф.И.О.: Бородин Денис Владимирович

Возраст: 35 лет

Место работы: интернет-газета "БАШвестЪ", ОАО ИА "Башинформ"


Номинации:
«Острый взгляд»
«За веность теме»








Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1002951
Краткая аннотация:
Представленные публикации - преимущественно из авторской колонки "ПроЯвления" в интернет-газете "БАШвестЪ". Они являются откликом на значимые общественно-политические события, которые происходили "здесь и сейчас". Все они - результат авторской позиции и включают в себя как репортерские черты, так и предпосылки к аналитическому разбору последствий событий


Каждый сам по себе. И все-таки вместе. С нового года в полную силу в России вступил в действие закон о местном самоуправлении, трехлетняя отсрочка дана лишь принципу внешнего финансового управления. Муниципалитеты и раньше постоянно жаловались на нехватку доходных источников, а поскольку за последние пять лет дополнительных денег им так и не дали, подобный шаг законодателей оказался как нельзя кстати.

Между тем, американский опыт местного самоуправления, к которому так любят обращаться ревнители реформы, показывает, что каких-то особенных отличий в экономической деятельности местной власти не наблюдается. Хорошо, если в городе, например, постоянно проживает какая-то крупная фигура международного бизнеса. Так, в Омахе прописался Уоррен Баффет, консультант, инвестор и финансист и просто самый богатый человек страны. Говорят, он редко отказывает в содействии городским властям или благотворительным организациям. Правда, в том случае, если удается достучаться до, как его называют, "пророка Омахи". В любом случае, дом Баффета не выглядит каким-то роскошеством, тут рядом есть и более фешенебельные дома.

К финансам, однако, теперь почтения нет. Сейчас вообще, говорят жители штата Небраска, выгоднее заниматься сельским хозяйством. Как с усмешкой говорит губернатор штата Дейв Хайнемен, в его штате - 1,5 миллиона человек и восемь миллионов коров. Года три-четыре назад производить сельхозпродукцию было не особенно выгодно. И муниципальные власти призывали землевладельцев сдавать свои поля и угодья в аренду властям лет на десять, а те в свою очередь просто засевали поля красивой травой или разбивали там парки. Но сейчас цены вдруг резко выросли, и многие предпочитают забирать у властей свою землю обратно и выращивать урожай. В сезон фермер средней руки получает доход до десяти миллионов долларов. В то же время, как признаются колхозники Небраски, из бюджета они могут получать дотации в 10 долларов на каждый акр (чуть больше четырех квадратных километров) сельхозугодий.

Вообще-то быть сенатором штата престижно, но невыгодно. Ежегодное жалование составляет 12 тысяч долларов. В прошлом году сразу трое депутатов отказались идти в сенат, сославшись на мизерную зарплату, мол, жить на это нельзя. Тут приходится быть убежденным сторонником перемен или потомственным политиком. Любопытно, что каждые два года идет переизбрание до трети парламентариев штата при общем сроке полномочий в четыре года. Больше двух сроков заседать нельзя. Именно так депутаты обеспечивают преемственность профессиональных политических навыков. Старожилы учат новичков, потом цикл повторяется.

- Вот вам смешно, а когда по моей инициативе приняли закон штата о запрете езды на мотоцикле без шлема, то 200 байкеров прикатили к зданию парламента. А трое вломились прямо в мой кабинет... - вспоминает действующий сенатор Джон Нельсон.

Кстати, свой предвыборный плакат он сохранил со времени предвыборной кампании двухлетней давности, и перед приходом гостей выставляет перед домом на лужайке. К вечеру его заносит в дом, иначе - слямзят. Еще сенатор очень любит самолично стричь траву на лужайке или убирать опадающие листья. Охраны у него нет, да и дом самый что ни на есть типичный.

Есть еще один элемент местного самоуправления в каждом американском штате и городе. Это - общественная инициатива, а поскольку всяческих организаций - от бизнес-клубов и религиозных общин до клубов матерей-одиночек или билетных контролеров - в Америке пруд пруди, то такие перемены случаются часто. Достаточно собрать подписи у 10 процентов населения и можно внести в парламент свой закон.

Выборы - тоже неплохой шанс заработать для всех, кто или не имеет квалификации или в силу возраста еще не может иметь постоянной работы. Эти мальчишки, которые перетаскивают железные ящики с бюллетенями в комнату, где их будут пересчитывать, получат заработок, чтобы оплатить членство в скаутской организации и расходы на летний лагерь.

Доходных источников у муниципалитетов не так много. Это точно так же, как и в Российской Федерации, - подоходный налог, налоги на имущество и с продаж. Однако в городах и графствах разумно сохранены дорожные фонды, куда отчисляется процент от суммы каждой заправки топливом. Но и дороги в Америке заметно лучше.

Хэл Даб позирует нам на фоне официального символа Омахи - большой удивленной буквы "О!". Успешный адвокат, он уже был мэром города, снискав репутацию жесткого политика и управленца, но выполняющего все, что задумал. В этом году он снова пойдет на выборы.

- Я думаю, что экономический спад продлится долго, еще три-четыре года... Но тут все думают о вторнике, но никто - о среде... Но, по крайней мере, в Небраске пять из десяти рабочих мест связаны с сельским хозяйством, поэтому у штата и города есть свой запас прочности. Кушать людям надо всегда. Наверное, поэтому в Омахе отмечается самый низкий уровень городской безработицы в Штатах - 3,4 процента, - предполагает Хэл Даб.

А еще хорошо, когда в городе есть крупнейший на Среднем Западе транспортный узел, и офисы двух больших железнодорожных компаний, и центр управления волоконно-оптическими коммуникациями, и клиринговые центры двух крупных платежных систем. В истории штата есть несколько страниц, достойных мировой энциклопедии и связывающих США и Россию. Ими, например, Небраска гордится, а у нас почти забыли. Именно тут Никита Хрущев увидел, что можно сделать из кукурузы, и загорелся этой идеей. Кстати, панельные типовые многоэтажки он увидел в Вашингтоне, а потом их увидели все мы.

Проблемы нынешнего местного самоуправления в принципе мало чем отличаются от российских. Местное население страдает от подростковых банд, бьется за повышение пенсий. Городские власти Омахи ломают голову, как и на что организовать единый обучающий центр сразу на несколько школьных районов, а также над тем - какой работой обеспечить представителей социальных меньшинств.

Сегодняшний мэр Омахи Майк Фейхи показывает толстенный фолиант - бюджет города на текущий год. Важную часть в нем занимает обеспечение деятельности полицейских и пожарных.

- Большинство из этих проектов исполнено не будет, потому что не хватит денег, и они перейдут в следующий бюджет. Часто мы получаем приказы из Вашингтона сделать то-то и то-то, но денег на это не получаем. Так что если новый президент США ценит жизнь в городах, то думаю, что оттуда будет приходить меньше инициатив без финансирования. А то последнее время нам только и приходится делать, что урезать статьи расходов, - делится с корреспондентом "БАШвеста" Майк Фейхи. - Только что спустили сверху указание модернизировать канализационные сети города ценой 1,5 миллиарда долларов, и крутитесь, как хотите.

Бюджет Омахи - 17,5 миллиарда долларов в год, примерно 60 процентов - местные доходы от налогов и распоряжения имуществом, остальное - федеральные субвенции, правительство штата выделяет всего два процента суммы бюджета. Причем по закону ни один из муниципалитетов не имеет права принимать бюджет с дефицитом. Ну что ж, придется идти на поклон к бизнесу, который охотно помогает муниципалитету. А потом, помолясь, принимать поправки в бюджет на заседании городского совета. Как всегда.


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1002913
Краткая аннотация:
Представленные публикации - преимущественно из авторской колонки "ПроЯвления" в интернет-газете "БАШвестЪ". Они являются откликом на значимые общественно-политические события, которые происходили "здесь и сейчас". Все они - результат авторской позиции и включают в себя как репортерские черты, так и предпосылки к аналитическому разбору последствий событий


Похоже, молодежи начинает везти. Конечно, не всем и не сразу, но ведь надо с кого-то начинать. В республике появилось свое отделение Российского союза сельской молодежи. Вероятно, ему и предстоит в близкой перспективе противостоять оттоку юного поколения с земли предков. Надеяться же хочется на большее - чтобы к истокам стали возвращаться те, кто приник к урбанистическому потоку в два-три поколения назад.

В России - Год молодежи. В республике - Год поддержки и развития молодежных инициатив. Все в тренде - пока не слишком многочисленные члены корпорации сельской молодежи, хочется надеяться, искренне желают "консолидировать ровесников на идеях патриотизма, гражданского общества и прогресса". Между прочим, это важно в любой молодежной среде - студенческой ли, рабочей ли, праздной ли. Любить Отечество, выдвигать инициативы и получать правовую поддержку, требовать законных привилегий и пользоваться всеми плодами науки, практики и социума.

- Да я уже и не помню, когда оттуда уехал, такая дыра! - сколько раз мне приходилось слышать от молодых и очень даже пожилых людей квинтэссенцию воспоминаний о родном селе, деревне или поселке. Простуженный клуб, потрескавшаяся школа и увядающая больница. Но кто еще будет болеть душой и развивать сельские территории, возрождать духовное и культурное наследие той, фундаментальной жизни?

Мне бы очень хотелось пожелать успехов новоиспеченному лидеру Андрею Коннову, успевшему, если судить по наградному листу, стать профсоюзным деятелем, стипендиатом Президента РБ и войти в состав региональной молодежной общественной палаты. Дело в том, что многие из обладателей управленческих кресел, блеснув слезой при назначении, так и уплывали в неизвестность. Можно перечислять псевдомолодежные организации, подвизавшиеся на ниве кавээнизма, концертизма, дискутизма и отнеси-принесизма, но закономерно почившие в бозе.

Из социальных лифтов, доставшихся нам в наследство от советских времен, оставалась только армия. Но довезти она, к сожалению, могла только до первого этажа - рабочей специальности или начальной школы милиции. Остальные полуофициальные молодежные проекты носили временный характер, партийные же молодежные отделения, потерпели полное фиаско после того, как при распределении мандатов в парламентах всех уровней все благие обещания о квоте для юных политиков были беззастенчиво забыты взрослыми дядями и тетями. Но сейчас можно все изменить, и союз сельской молодежи тому подтверждение. Конечно, немалую работу проделывает поминаемый всеми всуе кризис - в городе не так много рабочих мест, а село традиционно дает стабильный доход. Более того, только в этом году деревня гарантирует, по словам вице-премьера Правительства РБ Шамиля Вахитова, около двух тысяч новых рабочих мест. Если помимо экономической власти придумают еще и достойную социальную начинку жизни сельской молодежи, то проекту в именной год суждено стать успешным.

Я уверен, что когда будет озвучен план мероприятий нынешнего Года поддержки молодежи, то там окажется много хороших и полезных начинаний. Другой проблемной областью молодежного мейнстрима остаются те юноши и девушки, которые сразу после школы или вуза пошли работать и, стало быть, выпали из поля зрения институтов, академий и университетов. А специалистов из районных комитетов по молодежной политики к каждому человеку по домашнему адресу не отправишь. Да и нет правовой основы для этого - чтобы вот так запросто с вопросами за жизнь приставать к молодежи! Кругом сплошные минусы - в редкой коммерческой компании есть профсоюз, да и тот еле успевает разгребать заботы старшего поколения. А сам молодой человек идти в какую-то общественную организацию еще и постесняется, а в районную администрацию - так ведь оттуда и взашей могут погнать.

Помнится, лет пять назад проводили мы такой бесполезный журналистский эксперимент. Отправились, насопливив носы, порознь в разные муниципальные государственные отделы по делам молодежи. Просьбы несли с собой самые такие насущные и разнообразные - ровно такие, что беспокоят каждого второго юнца. Мол, жениться хочу, а квартиры нету! Родить собираемся дитя, а мама говорит, что еще один ребенок в однокомнатном жилище - перебор! У меня столько энергии, а приложить ее некуда, хотите - к вам приложу! Я вот вуз окончил с отличием, а на работу не берут, и диплом в дверь выбрасывают! У меня во дворе половина мальчишек и девчонок на машинах ездят и по клубам до утра зависают, а я билеты зубрю и подрабатываю дворником, - сколько мне еще работать, чтобы можно было отдыхать и развлекаться, как они?

- Ну вы нам ни по каким критериям не подходите... И детей у вас нет, и спеть на Дне города вы не сможете, и никто про вас нам не звонил, а ближайший концерт уже весь расписан, - примерно так ответили нам замученные глупыми юными горожанами ответственные чиновники районных и городских администраций.

Исправлять дела молодежи можно начать, ломая отношение к ней - как к сырью для следующего этапа бытия - взрослой жизни. Когда прорастет иное внимание к каждому представителю рода человеческого не потому, что он, говоря языком Ильфа и Петрова, производственно необходимая "человеческая единица", а самоценная и нужная этому обществу, в это время и в этом месте, - тогда и молодежь перестанет рассчитывать на звонок "от Иван Иваныча", а начнет действовать.


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1002913
Краткая аннотация:
Представленные публикации - преимущественно из авторской колонки "ПроЯвления" в интернет-газете "БАШвестЪ". Они являются откликом на значимые общественно-политические события, которые происходили "здесь и сейчас". Все они - результат авторской позиции и включают в себя как репортерские черты, так и предпосылки к аналитическому разбору последствий событий


Давно известно, что помещенный в непривычную обстановку человек вначале теряется, пугается, замыкается и далее готов использовать два плана. Первый - порвать все связи с окружающим миром и при самом трагическом исходе завершить свое существование. Второй - осмотреться, опереться на чье-то плечо, привыкнуть и опять начать сначала.

Так вот, кризис - это всего лишь несоответствие желаемого и действительного. Собственно, именно так и появляются мечты. Немного времени прошло с того сентября, когда один российский высокопоставленный чиновник бодро сказал, мол, какой-такой кризис, уже все закончилось. В самом деле - закончилось, только, как ни странно, в Китае, Индии и Бразилии - ровно в тех странах, которые входят с нами в одну группу стран с почти корабельным названием. Что тоже весьма удивительно, потому как столько нефти и газа в этих перенаселенных государствах попросту нет, и чему там у них расти - вопрос из вопросов.

Но все равно, чем явственнее обнажаются проблемы в наших с вами палестинах, тем понятнее, что присущую советскому человеку сообразительность придется включать на полную мощность. Благо, от того наружного состояния мы ушли не так далеко, а уж по духу - и вовсе остались там половиной своего "я".

Вот падают в телефон SMS о "распродажах до 70 процентов" - это пытаются выжить вещевые магазины, потому как стыд, как дым, не выедал им глаза, пока банки давали кредиты, а зарплаты подрастали хоть на величину инфляции. Но наш человек, понятное дело, будет ждать "распродаж по себестоимости", а это - минус 90 процентов, никак не больше. Так что подождем, январь - месяц не хлебный, из бездоходной поры вылезать еще весь февраль и часть марта. Кто не смог приспособиться - понемногу вымрут, фигурально выражаясь. Но советские привычки нам, наверняка, помогут. На самом деле, вполне достаточно одного пальто и трехлетней дубленки, одного телевизора и одного холодильника, двух пар джинсов, и фрукты есть каждый день вовсе нет такой уж нечеловеческой необходимости. Вряд ли кризис заставит большинство из нас идти сдавать бутылки или макулатуру. Скорее, многие препарируют недавнюю память и найдут вторую-третью работу.

А еще во многих знакомых мне компаниях люди опять принялись приносить обеды из дома, кто - в термосах, кто - в стеклянных банках. И чай в пакетиках стали заваривать по два-три раза. В кино теперь предпочитают не ходить, а смотреть на взятых напрокат дисках, еще проще - скачать из интернета. Ибо нынешние мои сограждане, если и экономят на чем-либо, так не на электронных каналах информации. Официальным СМИ у многих доверия нету, да и не принято почему-то кропотливо анатомировать экономические провалы. Парадокс. Налицо снижение потребительского спроса, предпринимательской активности, всюду продолжаются сокращения работников, собственно, еще только-только начинаются проблемы с выплатой многочисленных кредитов у обычных людей, а в зеркале телерадиопрессы ничего подобного не отражается. Чью психику бережем?

Еще в начале осени несколько моих знакомых, прежде демонстрировавших все атрибуты удачливых бизнесменов, потеряли все свои активы. С юридическими долгами худо-бедно рассчитались, но залезли в долги личные. А куда им деваться - две трети всех малых предприятий в любом регионе - это торговый или строительный бизнес, а его будет лихорадить еще не менее, чем полгода. В итоге Игорь, Вадим и Сергей, поболтавшись без работы три месяца, вынуждены подрабатывать на своих роскошных джипах в качестве таксистов, чем невероятно раздражают профессиональных водителей. И все эти месяцы пытаются продать более ненужные автомобили, так ведь и не берет никто - на авторынке, как в витрине автосалона, но покупатели только гладят металл, тискают кожу, трогают руль, но столько платить не хотят. Сегодня опять два автомобиля на семью - совершеннейший моветон. Это вообще трудно - учиться жить по средствам.

Эх, хорошо бы вернуться с нынешними знаниями хоть лет на десять назад, да кто ж туда пустит. Но не только в сказках останавливается прекрасное мгновенье. В немецком Лейпциге обнаружили пустую квартиру, где никто не жил 20 лет. Хозяева ее сбежали, заперев дом, на стене - календарь 1989 года, на полках - алюминиевая посуда, на полу - полицейский ордер на обыск. А мы хотим вернуться в привычную стабильность?


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1003012
Краткая аннотация:
Представленные публикации - преимущественно из авторской колонки "ПроЯвления" в интернет-газете "БАШвестЪ". Они являются откликом на значимые общественно-политические события, которые происходили "здесь и сейчас". Все они - результат авторской позиции и включают в себя как репортерские черты, так и предпосылки к аналитическому разбору последствий событий


Вы молчали 10 февраля? Я молчал. Без четверти четыре снова "закатилось солнце русской поэзии". Немыслимую уйму времени назад на громоздком кожаном диване умер Пушкин, пробитый пулей на дуэли. Уход отдельного поэта пробил в пространстве такую брешь, которую не смогли заполнить и по сей день ни идеологи, ни критики, ни новые культурные пласты.

В России Пушкина, еще по меткому наблюдению Булгакова, принято упоминать по всякому поводу, а уж по количеству призывов к его светлой личности Александр Сергеевич лидирует безоговорочно. И в день своей смерти Пушкин латает теплотрассы, толкает индексы РТС, проверяет дома престарелых и тетради миллионов российских школьников. Как кризис - так Пушкин.

Между тем, великий русский поэт последним делом закрыл всю антикризисную программу, обратившись к императору. Все долги поэта, заложенное имение, содержание семьи и единовременная матпомощь - увели в последовавшую затем историческую тень потомков беспокойного таланта. Нам же еще предстоит искать пути выхода из очередного экономического тупика, а заодно открывать для себя все новые подробности пушкинской трагедии.

После того как в годовщину кончины Александра Пушкина по всей стране начистили до солнечного блеска бронзовых, каменных и металлических, бетонных и гипсовых Пушкиных, на авансцену выступили ученые. Они всегда приносят в "черных ящиках" какую-то занимательную, но совершенно бесполезную штуковину. На этот раз все масс-медиа мусолили весть об обнаружении на мемориальном кожаном диване неких следов. Возможно, крови. Возможно, мужской. Возможно, Пушкина. Тут же рядом нашелся младший научный сотрудник, по комплекции схожий с застреленным поэтом, которого не сходя с места обмотали бинтами, и - эврика! - повязка и пятно совпали.

"Пушкин - наше все!" - совершенно не задумываясь о последствиях, больше века назад произнес Аполлон Григорьев. Но даже самые сумасшедшие государствофилы не замахиваются на то, чтобы клонировать автора "Евгения Онегина". А, согласитесь, именно такие мысли лезут в голову после новостей о кровавых пятнах на диванах. Просто потому, что данный факт имеет, скорее, антикварный интерес - тот диван или не тот? В музее давно есть жилет Пушкина, еще с той трагической дуэли, да и засохших пятен на нем поболее. Если и возрождать "солнце поэзии", то, конечно, ради надежды и поддержки. Не стали бы ученые из спортивного интереса клонировать еще и Дантеса.

Увы, никакие юбилеи не уводят нас от заскорузлых штампов. Отметились занимательным видеосюжетом центральные каналы. То тут, то там промелькнули знаменитые бакенбарды, согбенная Арина Родионовна, русская душой Татьяна в паре с труднопроизносимым Кюхельбекером. Есть подозрение, что основные силы державного пиара готовятся к 6 июня, чтоб грянуть "многая лета", как никак 210 лет со дня рождения Пушкина. Между прочим, и вчера был повод для светлой грусти - юбилей небезызвестной Анны Керн. Можно "вспомнить чудное мгновенье..." и промолчать. Я промолчал.


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1004229
Краткая аннотация:
Представленные публикации - преимущественно из авторской колонки "ПроЯвления" в интернет-газете "БАШвестЪ". Они являются откликом на значимые общественно-политические события, которые происходили "здесь и сейчас". Все они - результат авторской позиции и включают в себя как репортерские черты, так и предпосылки к аналитическому разбору последствий событий


Последние известия с самого массового - газетного фронта - весьма впечатляющие. Новых изданий, понятное дело, ныне не прибавляется. Некогда мощные основательные газеты скребут по сусекам, журналисты жалуются на снижение доходов и на вероятную угрозу сокращений.

Там, где раньше толкались в отделе кадров несколько безусых выпускников журфаков, теперь трясут пухлыми трудовыми книжками заслуженные ветераны прессы и вчерашние успешные "акулы пера".

Перо приложить удается с трудом, все свободное от оперативной информации место отдается рекламе - царице газетных полей. Ибо изрядно похудевшая печать присела на хозрасчет. А перспективы? Может, в конце концов, прав омахский предсказатель Уоррен Баффет, в очередной раз подтвердивший свой прогноз относительно судьбы печатных средств массовой информации? Один из самых удачливых инвесторов и богатейших людей мира, живущий в скромном домике, и, по словам соседей, экономящий на сладостях в Хэллоуин, заявил, что кризис многие газеты и журналы не переживут. Мол, туда им и дорога - нету у печати будущего, только убытки и, в лучшем случае, казенная поддержка. Лично он, Баффет, ни за одну газету не дал бы ни цента.

Один из крупнейших медиа-ресурсов, владеющий популярной поисковой системой, даже в нынешние, благословенные для больших покупок времена, отказался приобретать газеты, хотя и хотел это сделать. Оказалось, что вместе со всем имеющимся коллективом любое печатное СМИ либо неоправданно дорого, либо имеет кучу долгов. Так что многочисленным журналистам сегодня приходится задумываться над тем, а есть ли, собственно, радужное будущее у печати? Мне в свое время приходилось отбивать наскоки своих студентов, уверенных, что скоро "никакого кино и театра не будет, одно сплошное телевидение". Только применительно к газетам. Я подробно объяснял им, что даже в далеко технологически ушедшей от нас Японии тираж ежедневной газеты превышает пять миллионов экземпляров. Но кто знает, о чем там пишут своими иероглифами в своих ярких газеты японцы для самих себя?

Теперь даже я собираюсь начать сомневаться. Последние новости из Москвы не приносят облегчения. В тамошних школах вводят курс по медиаобразованию, идею которого предложил факультет журналистики МГУ. Цель его в том, чтобы дети научились отфильтровывать полезную информацию в средствах массовой информации от манипулятивной. После таких уроков молодежь сможет сформировать критическое отношение к СМИ. И все бы хорошо, но предметом интереса окажутся электронные СМИ, а именно - интернет-издания и интернет-контент в целом. Так что, как говорила героиня известного фильма, "если уж у вас в Моссовете..."

Тем временем, даже в нашем регионе подписка на периодические издания идет ни шатко, ни валко. Кризис, понимаете ли... Невольно закрадывается сомнение, а экономическая ли у него природа? За месяц до конца подписной кампании в республике граждане согласились получать намного меньше половины тех газет и журналов, которые они выписывали год назад. Если учесть, что цены с тех пор изменились не слишком сильно, то предсказание Баффета начинает сбываться. Грустно.


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1002920
Краткая аннотация:
Все заявляемые публикации представляют собой репортажи и зарисовки относительно цирковых программ, которые гастролировали в Уфимском госцирке. Материалы, героями которых становились цирковые артисты, автор создает на протяжении последних 10 лет


Откуда в зоопарке доносится самый громкий и нечеловеческий смех? Где собираются самые большие толпы вроде бы людей и корчатся самые смешные рожи? Где самой популярной формой словесных выражений оказываются сравнения?

- Вон наш начальник пошел, важный такой, а филейную часть не прикрыл! Гляди-ка, на твою подружку похожа, расфуфырилась вся!! А это мы из класса после занятий выбегаем!!!

У вольера с приматами - не протолкнуться. Добавлю, что редко у кого в чемодане после приезда с курорта не найдется фотографии с обезьянкой. Хотя подобное граничит с преступлением, потому что большинство человекообразных давно прописаны в Красной Книге. В известном смысле и сегодня вся наша планета населена по большей части обезьянами - просто иные не слишком умело пользуются данным им разумом. И те, и другие могут встретиться в природе. Но чаще - в цирке.

Сегодня Уфимский государственный цирк отправляет космических туристов на планету обезьян. Громкое название программы - это, конечно, сегодня не гарантия успеха, но весьма неплохая приманка. Но в данном случае некоторый пафос оправдан - лазерное космо-шоу еще и музыкальное, и световое.

Новая программа была придумана народной артисткой СССР Ириной Запашной. Руководит же всем действием и всеми обезьянами в том числе, народная артистка России Маргарита Бреда.

- Нашему цирку просто повезло. Впрочем, это было бы событием для любой мировой арены. Особенная изюминка - высококлассное световое и звуковое оборудование. Скажу откровенно, сюда стоит поспешить, неизвестно, когда подобная программа еще раз попадет к нам в город. Мне потребовалось два года, чтобы ее заполучить, - поделился с "БАШвестом" директор уфимского госцирка Олег Михайлищев.

Поначалу ошеломляет лавина разноцветья и объемного звучания. Потом - костюмы и хореография. Из всех номеров первого отделения даже трудно выделить что-то особенно запоминающееся - все добротно, по-цирковому честно и без халтуры.

- Подобного звука в нашем цирке еще не было. Это что-то из завтрашнего дня, Росгосцирк сегодня набрал воздуха в грудь и сумел снарядить таким светом и звуком пять ударных программ на всю Россию, - сказал Олег Михайлищев. - И я рад, что в одной из них работает Маргарита Бреда, которую мы между собой называем "железной женщиной". А кто у нас еще может позволить себе так играючи работать со смешными на вид шимпанзе. Эти человекообразные обезьяны считаются самыми опасными животными для дрессировщика, которых остерегаются пуще тигров или львов. Это же дикая сила в каждом самце, а вот Бреда с ними ладит.

- У нас никто никого не боится, - смеется на такое замечание Маргарита Бреда. - Здесь все исключительно добровольно и по настроению, а значит - с удовольствием. Ничего того, что шимпанзе не делают в природе, они не показывают в манеже. И капризничают от души.

На премьере, например, одна из космических туристок отказалась идти на арену только потому, что прожектор ее не осветил. В уфимском цирке выступают краснокнижные животные - исчезающий вид. Но "Гринпис" может расслабиться. В манеж могут попасть только такие приматы, которые проживают в неволе уже третье поколение. Самому старшему шимпанзе - 21 год. Тоже своеобразный рекорд для циркового артиста в нашем цирке. По паспорту он Паскаль, а в обиходе - Паша. К нему прислушиваются все окружающие, а он их отлично понимает.

Впрочем, новая программа интересна и сама по себе даже без обезьян. Все номера - традиционные цирковые, но приправленные светом и звуком, смотрятся на одном дыхании. Наездники сменяются акробатами и воздушными гимнастами, эквилибристы уступают арену дрессировщикам волков и северных лаек. И как апофеоз - полет над ареной - в полнейшей темноте в ультрафиолете светятся лишь костюмы артистов. Такому новому цирковому формату легко удивиться, но не хочется привыкать!


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1003846
Краткая аннотация:
Все заявляемые публикации представляют собой репортажи и зарисовки относительно цирковых программ, которые гастролировали в Уфимском госцирке. Материалы, героями которых становились цирковые артисты, автор создает на протяжении последних 10 лет


А знаете ли вы, что мы не можем увидеть близко, на расстоянии вытянутой руки, экзотических зверей только по близорукости инженеров? Большинство цирков спроектировано этими инженерами так, что содержать больших животных просто негде. Уфимскому цирку повезло - в его просторных вольерах могут поместиться самые невиданные животные. И жираф - один из них.

Новая программа удивляет. Сначала - почти полным отсутствием людей на арене.

- Это такой замысел - сделать цирк животных. Чтобы дети смогли увидеть в манеже то, что, возможно, так и останется у них в мечтах. Это своего рода подготовка к встрече с живой природой, - рассказал нам главный режиссер Росгосцирка Вилен Головко. Народный артист СССР и России, Вилен Васильевич писал сценарии еще для московской Олимпиады. Эту новую программу он придумал и поставил сам, а в Уфе додумывал, что нужно отшлифовать и доработать. На протяжении всего представления Головко сидит рядом с ареной и наблюдает. Самая главная особенность всех номеров - ни грамма насилия над зверями, основной прием - мягкая дрессура.

Традиционных номеров с "человеческим лицом" в новой программе раз, два и обчелся. Азбучные трюки с огненными языками, пастушьими кнутами и тарелочками на палочках. Все остальное - звериные аттракционы. Дрессированные лошади и пудели, безучастные крокодилы и камерунские козы, которых звезда варшавского цирка, а в этой программе укротитель, клоун и конферансье пан Михель, упрямо называет "бразильскими буйволами".

Настоящим сюрпризом оказывается появление на арене морских львов известнейшего дрессировщика Василия Тимченко. В Уфе он почти все время старается быть в тени, Тимченко передает бразды правления своему сыну, тоже Василию. Молодого дрессировщика сивучи слушаются с некоторой паузой, словно, посмеиваясь. Они хлопают, танцуют, играют, жонглируют мячами и показывают уникальный для мирового цирка трюк - вращают обруч на ласте. Из шести морских львов постоянно в манеже выступают четверо. Это число вообще счастливое для новой программы.

Четыре метра ростом, дважды по четыре центнера весом в четыре с небольшим года - это он, плавно вплывающий в манеж жираф Багир. У него - германские корни. Тренирует его известная дрессировщица Инна Забелкина. Поначалу она общалась с ним исключительно на немецком, ведь родился и рос Багир в далеком Гамбурге, в парке-сафари. Теперь четыре метра любопытства, строптивости и задорного нрава "отрываются" на арене.

- В цирках мира выступают всего четыре жирафа, и Багир - один из них. Силовой дрессировке они не поддаются, все строится исключительно на уговорах, даже музыка на его выступлении пониженной громкости. Одиночества Багир не выносит, поэтому мы создали ему его стадо - с козочками и страусами, - признался нам руководитель программы Роман Гармаш.

Любимое развлечение жирафа - брать мягкими большими губами бублики и печенье с... головы и рук зрителей. Первый трюк артисты называют "создать прическу", а второй - "поцелуй Казановы Африки". Все остальное - то, что жираф с легкостью проделывает в природе, но уже с участием человека. Он позволяет седлать себя, кланяется, брыкается, и показывает изумительную "лунную походку". Вообще, двигается жираф с неповторимой замедленной грацией, но на самом деле - очень быстро. Еще несколько лет, и Багир может вырасти до шести метров.

Главный вопрос, который всегда точит зрителей, а как же перевозят этих длинношеих? Оказывается, очень просто - за границей выпускают специальные жирафовозы - трейлеры со сдвигающейся крышей. Багир лежит в нем на брюхе, подогнув ноги, как Электроник в чемодане. Но каждые четыре часа машина останавливается, крыша открывается, и животное может поразмять косточки и поесть.


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1004242
Краткая аннотация:
Все заявляемые публикации представляют собой репортажи и зарисовки относительно цирковых программ, которые гастролировали в Уфимском госцирке. Материалы, героями которых становились цирковые артисты, автор создает на протяжении последних 10 лет


У новой программы в уфимском цирке отовсюду торчат уши, лапы и даже хвосты - спереди и сзади (если спереди, то это - хоботы). В гости к нам совершенно случайным, редкостным образом заглянула Таисия Корнилова, а вместе с ней пять слонов.

- На мой взгляд, это лучший аттракцион со слонами в мире, а сама династия Корниловых - золотой фонд циркового искусства, - не стал скрывать своих эмоций директор УГЦ Олег Михайлищев. - Можно удивляться и великолепным коверным, которые уже стали раритетом арены. Поводы для сатиры в цирке как-то сошли на нет, а зритель стал привыкать к темповому мельтешению реприз. Причем к нам-то вместе с Корниловыми приехали клоуны очень высокого полета, Олег Белогоров и Сергей Колганов - оба заслуженные артисты России.

- Вообще мы фанатеем от клоунады и собираемся заниматься этим всю жизнь. Что-то смешное нам подсказывает сам зритель, но с ним мы всегда общаемся с помощью пантомимы - это наш фирменный стиль, - поделился с нами Олег Белогоров, эдакий клоун-хулиган в кепке, вечно пританцовывающий и зовущий публику присоединиться к проказам.

В программе участвуют и удивительным образом воспитанные верблюды, которые поражают не только умением ходить по барьеру задом-наперед, но и почти собачьими манерами. И жонглеры на лошадях, и танцевальная шоу-балетная группа. Им на смену на манеж выходят большие хищные кошки.

- В нашей стране, увы, больше нет дрессированных пум, а компанию им составляют еще леопард и пантера, - перечисляет воспитатель Дмитрий Кузнецов. - Не любить их нельзя, если ты взял сначала котенка, спустя несколько лет у тебя настоящая цирковая хищница вырастает.

Но даже захватывающий дух воздушный полет, когда гимнасты стремглав бросаются вниз головой на манеж из-под самого купола, не может перекрыть впечатления от главных героев программы. В цирке так и говорят: это особая порода слонов - корниловские. И без преувеличения семейству этому более столетия, в труппе работают ушасто-хоботные представители шестого поколения. Сейчас на арене - пять животных в возрасте от 15 до 50 лет.

- Они всегда в хорошем настроении, веселятся и улыбаются потому, что мы их невероятно любим. Они танцуют, целуются, играют на разных инструментах и в принципе понимают человеческий язык, - заверяет нас народная артистка России Таисия Корнилова. - Главный инструмент дрессировки - любовь. Мы никогда не отдаем слона ни по случаю, ни по болезни. До последних дней они находятся с нами. Потому что могут умереть в разлуке с тоски.

"С нами" - это с ней и с сыном Андреем. Нескладный путешественник, похожий на Паганеля, который так невпопад мечется между номерами с первых минут представления, он и есть. В финальном выходе слонов именно Андрей Дементьев-Корнилов - главный герой и спутник серых великанов.

- Вообще-то я еще и разбойником в детстве собирался стать. Но так как с двух лет оказался настоящим цирковым ребенком, то династийное занятие все-таки настигло меня. Первый раз во время погрузки слон меня не послушался, поднял надоедливого пацана хоботом и отставил в сторону, - смеется Андрей. Теперь ему 28, он артист, режиссер и дрессировщик с гитисовским образованием.

Наверное, потому слоны его и слушают. Во время аттракциона они проделывают то, что обычно им приписывают сказки и мультфильмы. Эти большие, ушастые, медленные на вид животные, с непередаваемым выражением лукавства на морде ползают по-пластунски, пляшут, садятся на тумбы, стоят на задних ногах и... на голове. А еще прыгают через скакалку, дудят на губной гармошке и изображают знаменитую девочку на шаре.

- Вообще-то слона научила играть на губной гармошке моя бабушка, которой сейчас 82 года, но она еще недавно сама выходила на арену. А по мне, так труднее всего было научить слона кататься на шаре - он ведь крутит его всеми четырьмя ногами и ему очень сложно балансировать. Мы этот номер репетировали целый год, - признался нам Андрей Корнилов. - До этого момента самым хитроумным мы считали трюк, когда слон стоит на одной ноге, в хоботе у него завернут дрессировщик, а животное еще умудряется поворачиваться вокруг своей оси.

У деда Корниловых была компания из 12 слонов. Другие времена, другие нравы. Но когда в манеже - слоны, это настоящий цирк, в какой бы стороне света он ни появился.


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1005818
Краткая аннотация:
Все заявляемые публикации представляют собой репортажи и зарисовки относительно цирковых программ, которые гастролировали в Уфимском госцирке. Материалы, героями которых становились цирковые артисты, автор создает на протяжении последних 10 лет


Дрессировщик или, как его еще называют, если речь идет о хищных зверях - укротитель. Пожалуй, одна из редких профессий, которую не выбираешь, а которая выбирает тебя. Трое из четырех дрессировщиков - прямые или не очень прямые потомки известных цирковых артистов. Те, в свою очередь, унаследовали занятие от своих мам или пап.

Жизнь рядом с животными может заставить человека либо любить их, либо ненавидеть. Равнодушным не остается никто. К профессии дрессировщика может привести либо любовь к братьям меньшим, либо - зрелый возраст. Не обязательно оканчивать единственное на всю Россию эстрадно-цирковое училище. Ибо в чистом виде там дрессировщиков для манежа не готовят. Просто, покувыркавшись в физически затратных жанрах, многие артисты приходят к выводу, что самое полезное и мирное занятие, достойное арены, - дрессура. Вот тут и начинается - неспешные прогулки по городским зоопаркам, визиты в собачьи питомники и на голубятни, знакомства с охотничьими обществами.

Практика показывает, что, пользуясь терпением, добротой и неослабевающим желанием продолжать дело, можно научить играть на барабане зайца, мартышку и верблюда. Но, во-первых, для выступлений вам понадобятся животные покрупнее мыши, а, во-вторых, публику сейчас не удивишь просто забегами собак и лошадей по кругу. И вот в этом смысле потомкам знаменитых династий дрессировщиков гораздо легче достичь профессиональных высот, чем выпускнику ветеринарного техникума или конноспортивной школы. Даже при всей его, предположим, искренней любви к животным.

Вот старейший дрессировщик страны, народный артист РФ Виталий Тихонов возит в своей программе 30 всяческих животных самого разного калибра. В каждый новый круиз по стране укротитель включает новую "фишку". В нынешнем сезоне это - гималайский медведь.

- Я и спеть могу, и стихи прочитать, и станцевать, - рассказывает Виталий Викторович, разменявший на днях восьмой десяток, но уверяющий, что все-таки академическую цирковую школу дрессировщик должен иметь за плечами. Или, хотя бы, фамильное воспитание. Сам Тихонов за 52 года на арене перепробовал учить актерскому ремеслу десятки разных животных от тигров до медведей, но, по совету отца, выбрал необычных копытных. Его питомцы - тибетские быки, которых сотни лет пытаются превратить в артистов дрессировщики по всему миру.

- Были у меня и медведи, предлагали и тигров, но какой в них прок - тогда только в Советском Союзе было 80 аттракционов с полосатыми кошками. Поразить можно было только непохожестью. Вот мои медведи вставали на ходули и ездили на велосипедах. С быками тоже удается удивлять зрителя, они даже сквозь огненные кольца прыгают.

Несколько десятилетий дрессирует морских львов Василий Тимченко. Но и он не удержался - передает бразды правления своему сыну, тоже Василию. Молодого дрессировщика сивучи слушаются с некоторой паузой, словно, посмеиваясь. Они хлопают, танцуют, играют, жонглируют мячами и показывают уникальный для мирового цирка трюк - вращают обруч на ласте.

Вышеупомянутый Тихонов, в общем-то, представляет собой "всеядного" дрессировщика, что само по себе нетипично для цирка. Обычно профессионал остается годами верен одним и тем же животным. Собачки, лошади, верблюды, кошачьи, голуби, приматы - у всех есть свои поклонники и воспитатели. Все знают Запашных, Минасовых, Дуровых, Бреда. Таким образом, все дрессировщики делятся на традиционалистов и новаторов.

- В нашей стране, увы, больше нет дрессированных пум, а у меня компанию им составляют еще леопард и пантера, - перечисляет воспитатель южноамериканских кошек Дмитрий Кузнецов. - Не любить их нельзя, если ты взял котенка, спустя несколько лет у тебя настоящая цирковая хищница вырастает.

Иногда школа дрессуры носит имя тех, кто открывает какие-то особенности обращения с животными. Есть в мировом цирке особая порода слонов - корниловские. Семейству этому более столетия, в труппе династии Корниловых работают ушасто-хоботные представители шестого поколения.

- Они всегда в хорошем настроении, веселятся и улыбаются, потому что мы их невероятно любим. Они танцуют, целуются, играют на разных инструментах и в принципе понимают человеческий язык, - заверяет народная артистка России Таисия Корнилова. - Главный инструмент дрессировки - любовь. Мы никогда не отдаем слона ни по случаю, ни по болезни. До последних дней они находятся с нами. Потому что могут умереть в разлуке с тоски.

- С двух лет я оказался настоящим цирковым ребенком, и династийное занятие все-таки настигло меня, - объяснил сын укротительницы Андрей Дементьев-Корнилов. - Одного из слонов научила играть на губной гармошке моя бабушка, которой сейчас 82 года, но она еще недавно сама выходила на арену.

Единственная уступка времени, которую сделали дрессировщики всей России, это уменьшение количества животных, которых они теперь возят с собой. К примеру, у деда Корниловых была компания из 12 слонов, сейчас их - пятеро. Экономия. А что касается доходов, то дрессировщики, хоть и жалуются на поменявшиеся времена и нравы, далеко не бедствуют. Люди по-прежнему охочи до зрелищ в степени искусства.


Номинация: «За верность теме»
Опубликовано: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1005841
Краткая аннотация:
Все заявляемые публикации представляют собой репортажи и зарисовки относительно цирковых программ, которые гастролировали в Уфимском госцирке. Материалы, героями которых становились цирковые артисты, автор создает на протяжении последних 10 лет


Воробьева знают везде, он знаменит, удачлив и говорлив. Себя хвалить не стесняется, но, честно говоря, есть за что. Цирковой мир признает за ним право на комплименты, зритель - тоже. Новая программа "На грани экстрима" - это типичный пример именного цирка. Народный артист России Виталий Воробьев и художественный руководитель, и постановщик, и "отец родной" практически всех номеров.

В Росгосцирке такие названия дают программам, качество которых держится на авторитете заслуженных или народных артистов. Тому, кто соберется в цирк, надо приготовиться и запастись терпением. Новая программа - образец классического представления длиной около трех часов. Тут есть все - от холерических пуделей, иллюзий, воздушных гимнастов до силового жонглирования. Последнее многие критики называют умирающим жанром, но Филиппу Воробьеву это не мешает каждое представление по-настоящему выжимать штангу, играючи бросать двухпудовые гири.

- Да я понимаю, что народ не сильно сейчас хочет напрягаться. Да и чревато все это травмами, если вес взаправдашний. Вот, например, я держу три центнера в свободном каче, но оценят это лишь профессионалы. - признался Филипп. - Поднять вес может любой дурак, а вот заставить публику ахнуть в восхищении - это под силу только цирковым артистам.

Рассказывать о каждом номере - глупо, как и во всяком большом концерте, есть аттракционы для ума, есть для сердца, а есть для глаз. Оформление в лучших традициях нового времени - много света и много музыки, порой даже хочется, чтобы ее было поменьше.

Вот в арену вкатываются американские байкеры на внушительных мотоциклах. Так начинается номер с "американским колесом". Это массивная крупная конструкция, напоминающая огромную гантель, только шары полые и подвешены над манежем так, что в верхней точке едва не достают до купола. Все трюки артисты выполняют стоя либо на внешней стороне колес, либо внутри них. Более того, барышни умудряются гонять по внутреннему радиусу на ма-а-аленьких мотоциклах.

Во втором отделении программы аналогичную роль - "гвоздя представления" - исполняет акробатический номер "Русские тройные качели" (он же "Русский праздник бога Ярилы"). У него уйма разных наград: "Серебряный клоун" в Монако, "Золотая тройка" в России, "Серебряный лев" в Китае и "Золотой приз" в Италии.

Особняком в цирке Воробьева отстоит сам маэстро с дрессированными медведями. Зверь этот, как известно, непредсказуемый, капризный, но милый сердцу любого россиянина. И само собой - секрет цирка в том, чтобы поставить любое животное как можно в более неудобное положение. То есть, неудобное для него, но вполне допустимое для человека. Разве естественно для хозяина леса кататься над манежем на качелях? Помогает управляться с медведями супруга Виталия - Любовь. Кстати, заслуженная артистка России.

А еще Виталий Воробьев знаменит тем, что уже давным-давно запустил в дело особенную цирковую фабрику звезд. На 13 метрах арены, конечно, не выручат никакая фонограмма и видеомонтаж, поэтому всем его подопечным приходится рассчитывать только на себя и на талант, который разглядел в них мастер. Каждый из воробьевских артистов участвует в нескольких номерах в разных амплуа, поэтому кажется, что в представлении занято большое количество людей.

- Именно так, - утверждает Виталий Филиппович, - Здесь один работает за троих, можете себе записать: коллектив состоит из 96 человек! Но я с вами еще одной мечтой поделюсь: хочу увезти из Уфы четверых здоровенных ребят - ростом от 180 сантиметров и весом под 110 килограммов. Придумал номер на "джамперах", теперь надо его в жизнь воплотить!