Ф.И.О.: Семенюк Татьяна Викторовна

Возраст: 38 лет

Место работы: журнал «Бельские просторы»

Номинации:
«Острый взгляд»
«Любовь к отечеству»






Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: журнал «Бельские просторы»
№7, 2008 г.
Краткая аннотация:
Материал о председателе Союза женщин Башкортостана Рашиде Султановой.  В статье поднимаются вопросы о роли женщины в современном мире, о проблемах гендерного равенства в Башкортостане и России


Первый стихийно возникший союз женщин описал еще Аристофан в комедии «Лисистрата». По замыслу великого грека, афинянки, измученные жестокой и длительной войной, закрылись в акрополе, завладели казной и объявили мужчинам бойкот: никаких любовных утех и домашней стряпни — до объявления мира. И то, чего не смогли добиться силой оружия, деньгами и властью мужчины, — добились женщины. С тех пор прошло 2,5 тысячи лет: олимпийские боги благополучно стали мифологией, выяснилось, что Земля круглая, а империи не вечны, – в общем, мир изменился. Вместе с ним изменилась и роль женщины: сегодня она не только жена и мать, но и равноправный гражданин, и грамотный квалифицированный специалист.

Казалось, цивилизация подарила женщинам все: от конституционных прав до противозачаточных таблеток. Но счастлива ли женщина в этом мире? И насколько равноправие «де-юре» соответствует равноправию «де-факто»? Об этих и других вопросах мы разговаривали — с председателем Союза женщин Башкортостана Рашидой Искандеровной Султановой.

ДОСЬЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ЛИСИСТРАТУ

Ее родители уже и не мечтали о дочери, четырнадцать сыновей подряд — и вдруг как благословление небес — девочка. Дочь назвали основательно — Рашида, что в переводе с арабского означает «идущая правильным путем». А правильный путь не самый легкий. Но звезды одарили нашу героиню таким зарядом энергии и оптимизма, что жизненной силы сполна хватает и на окружающих.

Рашиде Искандеровне было суждено заниматься общественной работой. Яркая, неравнодушная к чужим проблемам – и в тоже время, своя, родная. К таким тянутся люди, с такими всегда интересно и надежно. Она была настоящим комсомольским вожаком. И работала не ради номенклатурных благ, а потому что по-другому просто не могла. В конце 80-х, когда все развалилось, секретарь Кировского райкома партии осталась без работы, а дел только прибавилось. Создала благотворительный фонд «Мархамат» и на собранные деньги устраивала летний отдых детей из многодетных семей, проводила праздники, поддерживала тех, кому было совсем невмоготу. «До сих пор перед глазами счастливые лица детей, которых смогли вывезти на турбазу “Арский камень”, большинство из них никогда не выезжали летом за пределы шумного и пыльного мегаполиса. А тут раздолье для игр, река — от смеха и лучистых глаз детворы становилось легко и светло самой, понимала, что еще могу быть чем-то полезной, что опыт организационной работы не прошел даром. А еще вспоминаю глаза двенадцатилетней девчушки, мы ей подарили куклу на Новый год — первую в ее жизни», — делится Рашида Искандеровна.

Из калейдоскопа таких малых дел и складывалась тогда жизнь нашей героини, росла решимость и вера в себя. И когда Султанову выдвинули в депутаты Госсобрания, отказываться не стала и победила заслуженно, ее рекламой были люди, которым она помогла, а таких оказалось немало. В том, что в республике сегодня работает около 20 проектов, направленных на охрану семьи, материнства и детства, есть и немалая заслуга Султановой.

Занимаясь законотворчеством, Рашида Искандеровна на общественных началах возглавила Союз женщин Башкортостана. Под ее руководством эта общественная организация стала одной из самых влиятельных в республике. О работе башкирского отделения Союза женщин знают по всей России. Союз женщин Башкортостана первым откликнулся на трагедию в Беслане, собрав деньги и вещи, письма поддержки и соболезнования, наша делегация оказалась первой среди общественных организаций, приехавших в Осетию, чтобы поддержать своих сестер. Помогали организовывать похороны погибших, ухаживали в больницах за ранеными и плакали вместе с матерями, потому что горе было общим. «Вы вернули нас к жизни», — писали потом осетинские женщины.

К жизни Рашиде Султановой приходится возвращать многих, в Союз женщин каждый день приходят письма с просьбой о помощи и поддержке, а вместо адреса часто просто надпись «в комитет по защите женщин».

В общем, ни дать ни взять современная Лисистрата, только не литературная, а настоящая, ежедневно решающая десятки вопросов, знающая о проблемах современниц не понаслышке и ежедневно работающая над тем, чтобы Союз женщин был настоящей влиятельной организацией.

СИЛА ЖЕНСКОГО СОЮЗА, ИЛИ К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ

По морю плывет Черепаха, на ее спине сидит Змея. Черепаха думает: «Сброшу —  укусит». Змея размышляет: «Укушу — сбросит». Так выпьем же за женскую дружбу, помогающую преодолевать любые препятствия!

Этот тост произнесла как-то в шутку моя приятельница. Но в каждой шутке, как известно, только доля шутки. Все остальное — правда. Да, женщины — существа не стадные. У каждой свое мнение, свои пристрастия и антипатии. Женщинам сложнее сплотиться в единую команду, и времени на дружбу катастрофически не хватает. Домашние хлопоты, воспитание детей — вот и весь досуг. Но если женщины все-таки решают объединиться, значит, баста, терпению пришел конец.

«Вернем наших мужей с фронта!» — это уже не клич древнегреческой Лисистраты, а лозунг, с которого началось современное женское движение Башкортостана.

Листая протоколы первого съезда женщин Востока, проходившего в 1920 году в Стерлитамаке, невольно замечаешь, что круг вопросов, волновавших древних афинянок, женщин 20-х годов, остался злободневным и для нас.

«Удивляться нечему, — улыбается Рашида Искандеровна. — Роль и предназначение женщины как хранительницы очага, матери — вечные. Поэтому и проблемы, беспокоящие нас, остаются неизменными. А для того, чтобы их успешно решать, необходимо, чтобы мы были наравне с мужчинами представлены в органах власти. Пока на уровень принятия решений женщин допускают неохотно, а словосочетание «гендерное равенство» для большинства россиян звучит как тарабарщина. Конечно, все знают, что равноправие мужчин и женщин закреплено Конституцией, но ни для кого не секрет, что до реального равенства еще очень далеко. Девочке достаточно выйти за пределы школы или института, чтобы понять — этот мир отнюдь не женский. И беспристрастная статистика это подтверждает».

Известно, что женщины живут дольше мужчин, и намного хуже. В среднем по России зарплата женщин на четверть меньше, чем у мужчин. «Как только в отрасль приходят финансы, — сетует Рашида Искандеровна, – идет вытеснение женщин, так произошло в банковском деле, в сферах страхования и связи. Подавляющее большинство прекрасной половины человечества сегодня работает в малооплачиваемой бюджетной сфере: образовании, культуре, медицине и т.д.».

Гендерные различия в оплате труда связаны не только с отраслевыми особенностями, но и с прямым нарушением принципа равной оплаты за равный труд. Фраза, брошенная в сердцах директором одной из коммерческих фирм, которому указали на несправедливость оплаты: «Мужику неудобно платить мало — ему семью кормить нужно», отражает распространенное у нас мнение, что именно муж формирует бюджет семьи, а жена зарабатывает на шпильки. При этом вовсе не учитывается тот факт, что треть российских женщин воспитывает детей в одиночку, а шпильками подрастающее поколение не оденешь и тем более не накормишь, — поэтому хроническое безденежье и бедность удел многих неполных семей.

Именно материнство, столь провозглашаемое на словах, на деле закрывает перед женщинами двери на престижные хорошо оплачиваемые должности. Работодатели не желают связываться с молодыми женщинами, которые неизбежно уйдут в декретный отпуск или будут брать больничные по уходу за имеющимся ребенком.

«В сложившейся ситуации отчасти виноваты мы сами, — считает председатель Союза женщин Башкортостана. – В России нет ни одного громкого дела, когда работница отстаивала бы свои права в суде. Поэтому одно из направлений женсоветов — это юридическая помощь и консультация женщин». По убеждению Рашиды Искандеровны: «Правовое общество — это общество, в котором граждане знают свои права и готовы за них бороться».

Женщине, решившей покорять карьерные вершины, приходится прилагать двойные усилия, по сравнению с конкурирующими «штанами». Почему? Просто в силу традиций и патриархальности общества. Ну не любят у нас женщин, шагающих в ногу с мужчинами, стоит вспомнить, сколько раздражения и неприятия вызывала Раиса Горбачева, которая была не «при», а рядом.

Социокультурный стереотип мешает женщинам покорять карьерные вершины; сегодня в России среди руководителей организаций и топ-менеджеров женщин только 6%. И это при условии, что дамы более квалифицированны. Так, женщин-специалистов высшей квалификации чуть ли не вдвое больше, чем мужчин.

Особенно наглядно гендерное неравенство проявляется в структурах власти. В Государственной Думе пятого созыва женщин-депутатов всего 12%, а в Госсобраниях многих российских областей женщин нет совсем.

В Думе уже несколько лет лежит проект закона о равном представительстве мужчин и женщин во власти, но его не принимают. Как не приняли и предложение давать смешанные партийные списки: до сих пор кандидаты-мужчины перечисляются в начале, а девочки уже потом, и их шансы быть избранными уменьшаются.

Между тем, по мнению экспертов ООН, для того чтобы женщины могли оказывать реальное воздействие на политику, включая защиту собственных интересов, их численность в структурах власти должна быть не менее 40%. Если представительство дам не достигает 15% — неизбежны серьезные диспропорции и несбалансированная политика. Похоже, российское общество, 54% которого составляют женщины, не доросло до осознания равноправия между мужчинами и женщинами.

«Хотя, — отмечает Рашида Искандеровна, — ситуация меняется. Крупные предприниматели и руководители берут в заместители женщин. Женщины более ответственны и внимательны, хорошо выполняют работу, требующую тщательности и скрупулезности. Тем более женщина заместитель никогда не будет подсиживать своего начальника, в то время как любой мужчина не прочь и себя увидеть в генералах».

На местах, там, где нужно решать конкретные хозяйственные вопросы, избиратели охотнее голосуют за кандидатов-женщин. В сельских районных советах представительство прекрасной половины уже около 30%.

Тем не менее, Союзу женщин предстоит немало потрудиться, чтобы изменить ситуацию и на законодательном, и на бытовом уровне. Ведь самое серьезное ущемление прав прекрасной половины происходит в семье.

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА

За десять лет войны в Афгане мы потеряли 15 тысяч солдат. За один только 2007 год 15 тысяч российских женщин были убиты своими мужьями. Жестокая, бессмысленная бойня идет в мирных на первый взгляд домах.

Бурное выяснение отношений между супругами до сих пор воспринимается у нас как норма. «Милые бранятся — только тешатся» — расхожая поговорка, отражающая попустительское отношение общества к домашнему насилию. И только бесстрастный язык цифр озаряет тот беспредел, который творится в семьях.

По статистике, каждая вторая российская женщина подвергалась насилию со стороны мужа, и каждая четвертая девочка подвергались сексуальным домогательствам отца или отчима в родных стенах.

«Наша семья не прозрачна, — с горечью констатирует Рашида Искандеровна. – Из поколения в поколение в сознание женщин вбивается правило “не выносить сор из избы”, по сути, потворствовать насилию, допускать хамское отношение к себе».

За годы работы председателем Союза Рашида Искандеровна столкнулась с тем, что женщины стыдятся рассказывать о побоях и унижениях, боятся натолкнуться на непонимание и осуждение. «Зачастую, – говорит она, — вся поддержка общественности сводится к увещеваниям “бьет – значит любит”, и женщина в очередной раз прощает и верит в обещания “раскаявшегося” супруга»».

Между тем семейные психологи подтверждают тот факт, что мужчина, хоть раз поднявший руку на женщину, рано или поздно ударят вновь. Более того, дети, выросшие в атмосфере насилия, переносят этот опыт уже в свои семьи. «Получается, что мы сами воспитываем жестоких мужей и деспотичных отцов», — сетует Рашида Искандеровна. По ее мнению, пагубную эстафету насилия может прервать только сама женщина, не прощая жестокости и лицемерия. Вынести можно многое – лишения, болезни, измену, но терпеть рядом мужчину, который относится к тебе как к «грязи», не стоит, хотя бы ради своих детей.

«Часто, разбирая семейные проблемы, можно услышать от распоясавшегося супруга, что даже в Коране сказано: женщина не человек, — рассказывает Рашида Искандеровна. – Так лучше нужно читать Коран! Ислам утверждает, что все люди — мужчины и женщины — сотворены из одной души, а настоящий мусульманин не может не помнить высказывание, что «рай находится у ног матери».

Рашида Искандеровна убеждена, что, пока не будет достигнут мир в семье, не будет и благополучия в обществе. Осознание этого факта и неприятие насилия как формы выяснения отношений в семье необходимы, чтобы прекратить необъявленную войну, от которой страдает все общество.

— Может быть, оправданно стремление некоторых женщин в одиночку рожать и воспитывать детей, не связывая себя с мужчиной? — задаю я провокационный вопрос.

— Ни в коем случае! — протестует Рашида Искандеровна. – Дело даже не в непосильной материальной нагрузке, которую берут на себя матери-одиночки. Воспитание детей должно быть гармоничным. Семья — лучшее достижение цивилизации. Разрушение ее основ ведет к серьезным последствиям. С этим уже столкнулась Западная Европа, где достаточно большой процент неполных семей. Перекос в воспитании, женское засилье в этой сфере ведет к нарушению половой идентификации, особенно у мальчиков. Растущая численность людей с нетрадиционной половой ориентацией – лишь один из множества подводных камней, скрывающихся за разрушением традиционной семьи. Семья как птица, у нее должно быть два крыла, иначе разобьется и не вырастит птенцов. А прекратить волну домашнего насилия можно только усилиями всего общества. Большинство ссор возникает по мелочам, из-за неумения и нежелания уступать, слушать друг друга.

Пока на низком уровне находится психологическая помощь населению, мало хороших специалистов, женсоветы работают для изменения сложившейся ситуации, оказывают обращающимся женщинам психологическую поддержку и консультацию. Рашида Искандеровна рассказала о решении, которое нашли в Учалинском районе. Там на свадьбе молодым назначают «кураторов» — уважаемую, благополучную семью, не состоящую в родстве ни с женихом, ни с невестой. «Кураторы» помогают молодым «бескровно» решать споры и проблемы, которые неизбежно возникают в первые годы семейной жизни.

Конечно, институт семьи нуждается в дополнительной поддержке и защите государства. Проблем у современной российской ячейки общества — хоть отбавляй. И, пожалуй, самая серьезная из них — диспропорция численности мужчин и женщин.

ПРАВО НА МУЖЧИНУ

В далекие первобытные времена, когда женщина была хранительницей очага, у нее было право на мужчину, добытчика и защитника. Сегодня женщина сама себе и добытчик, и защитник. А где же мужчины?

За последние сто лет в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация. Согласно последней переписи, на 114 женщин приходится 100 мужчин, и это при том, что на 100 девочек рождается 106 мальчиков, но уже к двадцати годам их соотношение уравнивается, а к сорока женщин становится больше.

Согласно простой логике, численный перевес должен гарантировать преимущества. На деле именно дамы оказываются в зоне риска. Перспектива вдовства и одиночества для российских женщин делается все более вероятной и драматичной.

– Когда мы проанализировали демографическую ситуацию, которая складывается в стране, картина получалась безрадостная, — размышляет Рашида Искандеровна. – Еще лет пятьдесят, и Россия превратится в страну старух. И наша организация выступила с акцией «Берегите мужчин!». Лет тридцать назад одна московская газета уже выдвигала этот лозунг, и многие восприняли его иронично. Но сейчас уже не до смеха. Рыночные отношения и свобода выявили слабость сильного пола. Мужчины «вошли в штопор» и расслоились: кто-то, вовремя сориентировавшись, пошел зарабатывать деньги и делить власть. Большая же часть растерялась и за неимением каких-либо перспектив пьет, колется, сидит в тюрьмах, по-дурному погибает на дорогах или лезет в петлю... В результате в России на одного здорового репродуктивного мужчину приходится четыре женщины. О какой крепкой семье в такой демографической ситуации может идти речь?!

Более того, и с имеющимися мужчинами не все в порядке, у каждого второго — проблемы в репродуктивной сфере. Сегодня уже никто не будет оспаривать тот факт, что в половине случаев бездетности семьи «виноват» мужчина. Именно поэтому один из серьезных проектов Союза женщин Башкортостана направлен на оздоровление мужчин.

В рамках кампании «Берегите мужчин!» Союз добился многого. Заслуга Рашиды Искандеровны и ее сподвижниц в том, что они смогли законодательно закрепить создание андрологической службы для мальчиков. Раньше андролог осматривал юношей только перед призывом в армию, в том возрасте, когда многие проблемы были настолько запущены, что о восстановлении репродуктивной функции не было и речи. Теперь, начиная с 3-летнего возраста, мальчиков ведет специалист-андролог. «Наконец-то мы пришли к осознанию того, что репродуктивное здоровье нации — это не только охрана материнства и детства, но и забота о мужчинах. И возможно, через несколько десятилетий российские девушки перестанут уезжать из страны в поисках суженого. И право на мужчину будет восстановлено», — говорит Рашида Искандеровна.

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

– А пока, — призывает современная Лисистрата, — мы должны поддержать наших подрастерявшихся мужей. Вот сейчас каждый должен приватизировать землю, а мужики опять пасуют, сомневаются. И мы через женсоветы обращаемся к женщинам: будьте хозяйками не только в доме, но и на своей земле, подставьте плечо своим мужчинам, иначе наша земля уйдет в чужие руки, а мы опять будем наемной рабочей силой. Земля должна принадлежать нам и нашим детям. Так что государство нуждается в женском уме, смекалке, расторопности.

Для того чтобы менять мир вокруг себя, необязательно быть депутатом Госсобрания. Женщина всегда стремится организовать свое пространство гармонично и рационально. Не случайно в далекие времена авторитет женщины был значим, а ее слово – решающим.

И сегодня в деревнях Абзелиловского района создаются советы пожилых женщин – «ак инейдер». Рашида Искандеровна с гордостью показывает мне фотографии бабушек, которым по плечу оказалось то, чего не смогли добиться государственные мужи и правоохранительные органы, — полностью искоренить пьянство в своих деревнях. Благодаря мудрости, авторитету и решительности современных Лисистрат жизнь в этих селах потихоньку налаживается, народ строится, рожает детей, восстанавливает традиционные пользующиеся спросом народные промыслы. Теперь Рашида Искандеровна работает над тем, чтобы объединились и женщины городов.

– Сколько пенсионерок сидят дома и не могут найти себе применение! Было бы замечательно, если бы в каждом дворе был создан свой «ак инейдер». Разруха, как мы помним, начинается с дома, в котором живешь, и если в подъезде чисто, если на улицах могут безбоязненно играть дети, то и в государстве будет порядок.

— Так что же, снова матриархат? — спрашиваю я.

Рашида Искандеровна смеется:

– Ни матриархат, ни патриархат не приведут общество к стабильности. Мужчина должен оставаться мужчиной, а женщина — женщиной. Две равные составляющие целостного мира. И никак иначе.



Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: журнал «Бельские просторы»
№1, 2009 г.
Краткая аннотация:
Статья о руководителе общественного регионального движения «Новое поколение», создателе семейного клуба «София», Ильдаре Зайнуллине. Оказывается, отсутствие перинатальной культуры в современном обществе и кризис института семьи – две взаимосвязанные проблемы…


8 января, на второй день Рождества устраивали раньше в деревнях бабкины каши, или Евдошкин день. В этот день бабушке-повитухе дети несли подарочек, а она в свою очередь угощала приемных внучат кашей, да ласковым наставлением. Не зря говорили, бабка-повитуха в деревне всем родня дальняя. И в этом была своя правда, повитуху женщина знала задолго до родин, и доверяла ей как матери. К самой повитухе предъявлялись особые требования: она не должна была быть бездетной, или злой женщиной. Помимо принятия ребенка, повитуха совершала целый ряд обязательных ритуальных действ, от которых по поверьям зависела судьба человека. Повитуха была настолько почитаемым в общине человеком, что зачастую ее слово было решающим на деревенском сходе. Уважительное отношение к ней воспитывалось с детства.

Со временем служение повитухи заменилось работой акушерки. Вместо затемненной теплой баньки дети теперь появляются в ослепительно белых, отделанных холодным кафелем стерильных родовых. И само понятие «повитуха» казалось безвозвратно кануло в лету, как и множество других не нашедших спроса ремесел. Но однажды, на конференции, приуроченной к Году семьи, молодой невысокий докладчик, широко улыбаясь, представился — повитуха. Я даже как-то опешила, уж не фамилия ли? Оказалось, призвание.

Почему Ильдар Абузарович Зайнуллин руководитель общественного регионального движения «Новое поколение», создатель семейного клуба «София», кандидат медицинских наук всем этим авторитетным регалиям предпочитает архаическую «повитуху», я узнала, побывав на занятиях в семейном клубе «София» и поговорив с его руководителем.

«Предупрежден, значит, вооружен!»

– А теперь родившуюся головку поворачиваем, высвобождаем плечико и вот он — из горловины свитера появляется несколько смущенное лицо молодого мужчины, который только что сыграл роль младенца, — миниспектакль завершается аплодисментами. В семейном клубе такие действа разыгрываются на каждом занятии. Ведущие курса «Подготовка к родам» уверены, что чем подробнее будущие родители проиграют процесс родов, тем успешнее будут их действия в настоящем роддоме. Поэтому учатся всему: правильному дыханию, расслаблению, потугам…

— Предупрежден, значит, вооружен! — смеется руководитель семейного клуба Ильдар Абузарович. — А если серьезно, то мы зачастую наталкиваемся на достаточно сильное сопротивление врачей, которые считают, что роженица — это пациент, поступила в роддом, и выполняй приказания, за тебя уже подумали и решили, как будут извлекать ребенка. Из естественного процесса роды превратились в почти что операцию, с обязательным медикаментозным вмешательством, гарантированной послеродовой депрессией, и нежеланием женщины более рожать.

А ведь женщина на родах должна быть королевой. Она дарит миру самое ценное — жизнь. И заслуживает уважительного и бережного отношения. А у нас на беременную смотрят как на неполноценное существо. Для работодателей женщина в положении — обуза, для врача — пациентка, даже для пассажиров в общественном транспорте — ходячий укор, вроде и место уступить надо, но так не хочется. Современным обществом утрачено традиционное культовое отношение к беременной женщине как к высшему существу, проводнику новой жизни. Отсюда и страшная статистика абортов, и количественный рост неполных семей и отказников. Женщина сама перестала воспринимать беременность как чудесный дар. Между тем, все большее подтверждение получает гипотеза, согласно которой не только здоровье, но и способности, успешность будущего человека, зависит от внутриутробного периода развития. Если мама в период беременности не любила своего ребенка, не общалась с ним, относилась к беременности как к наказанию, то и рожденный ею ребенок будет воспринимать наш мир агрессивно. Так и появляются на свет люди, не умеющие выстраивать добрые гармоничные отношения с мирозданием, с окружающими, с собственными родителями и детьми.

Поэтому, чтобы изменить общество нужно пересмотреть свое отношение к нерожденному ребенку, перестать его воспринимать с приставкой недо. Именно формирование перинатальной культуры, сопровождение семьи вокруг родов и является главной задачей, которую ставит перед собой региональное движения «Новое поколение».

Рождение ребенка — величайшее событие для человека любой расы и вероисповедания. Появление новой жизни и знаменует фактическое рождение семьи. А на деле риск развода сразу после рождения первенца стремительно возрастает.

Ильдар Зайнуллин связывает этот факт с отсутствием отцовской культуры в обществе.

— У нас отцы находятся на обочине семейной жизни, проблемы беременности, родов, воспитания малыша, его вроде как не касаются. Заработал на памперсы, и отдыхай дорогой товарищ. На самом деле проблема гораздо шире, чем просто вопрос о разделении домашнего труда. Роли мужчины и женщины действительно разные, женщина рожает ребенка, отвечает за дом, мужчина же отвечает за социум, общество, в котором семья существует. И если мужчина родится как отец, то и общество станет более ответственным. Многие считают роды вдвоем модным веяньем, современным изобретением. На самом деле родовые корчи будущего отца встречаются в культурах практически всех народов. Пока жена рожала, будущему отцу предписывалось тоже изображать родовые муки. А иногда не просто изображать. В некоторых областях России будущего отца отправляли на крышу или чердак, привязав ему за причинное место нитку, за которую во время схваток роженица дергала… Вот такие своеобразные роды вдвоем. Кстати, появившегося младенца сразу заворачивали в рубаху отца — считалось, что таким образом дитя обретает защиту от темных сил. Отчуждение отца от родов произошло уже в советские времена, сбагрив жену в роддом, новоиспеченный папаша отправлялся праздновать, по сути своей оставался на уровне развития эгоистичного подростка, для которого развлечения и веселая компания дороже общения с собственным ребенком. С неподготовленности отцов и начинаются проблемы в семье ведущие к разводу, в этом и кроется причина незрелости общества, которым рулят не мужи, а безответственные мальчики. Только поймите меня правильно! Решение рожать вдвоем должна принимать каждая пара самостоятельно. И нежелание мужчины идти на роды вовсе не свидетельствует об отсутствии любви. Лучше если муж заранее скажет «нет», чем вдруг начнет неадекватно вести себя в родовой палате. Муж на родах нужен для того, чтобы поддержать жену, и определить первые минуты жизни своего ребенка. А готов он к этому, если пережил беременность вместе с женой.

Роды вдвоем, как и домашние роды имеют своих сторонников и противников. Меня часто обвиняют в том, что я пропагандирую роды дома. Неправда! Я — за безопасные, комфортные роды. Конечно, домашние роды — это высший пилотаж родительской культуры, но идти на них можно только при совпадении целого ряда условий. Идеально, если бы семью на протяжении всей беременности, вел один человек. На Западе таких специалистов называют медвайф, это человек, который хорошо знает семью, которому женщина доверяет, как доверяла раньше повитухе, с ним женщина проходит первый этап родов дома в спокойной психологически комфортной для себя обстановке. А когда маховик схваток раскрутился и стал регулярным, медвайф сопровождает женщину в больницу, где служит неким буфером, смягчающим больничную атмосферу. Мы сейчас работаем над тем, чтобы подготовить таких специалистов, современных повитух. Есть у нас и специальные занятия для успешных родителей, с одним из них «Курсом молодого отца» уфимцы знакомы, благодаря телеканалу «Вся Уфа», о другом не менее интересном проекте семейного клуба только начинают говорить. Это хор беременных.

«Нам песня жить и рожать помогает»,

— говорят будущие мамочки, занимающиеся в хоре, созданном при семейном клубе «София». Познакомиться со своеобразным певческим коллективом меня пригласил руководитель клуба Ильдар Зайнуллин.

В назначенный час я шагала под проливным дождем по лужам и понимала всю безуспешность своего визита: в такую погоду не то что беременные, но и завзятые меломаны вряд ли отважатся выйти из дома ради урока пения. Каково же было мое удивление, когда уютный зал с огромными резиновыми шарами вместо стульев, заполнился до отказа. Не явилась только одна хористка, и то по очень уважительной причине: накануне у нее родился долгожданный сыночек.

-А мне Лена позвонила еще вчера, — делится с подругами молодая женщина. Сказала, что все прошло просто замечательно, а Данилка поразил акушерку. «Да он у вас просто Басков, не плачет, а прямо арию выводит».

- Ну, девчонки, Уфе лет через двадцать одного оперного маловато будет. Сколько кадров готовим! —  включается в беседу руководительница хора Екатерина. И часовое занятие начинается.

То, что хор «поющих животиков» особенный, я, конечно, предполагала, но лучше один раз увидеть, а в нашем случае услышать, чем пересказывать. Невозможно передать словами энергетику любви и нежности, которую излучают будущие мамочки, исполняя песенки своим малышам. Поглаживая животики, пританцовывая, улыбаясь на ответные сигналы, они еще до рождения выстраивают крепкий мостик хороших взаимоотношений с самыми дорогими для себя человечками.

- Не тяжело целый час петь, все-таки нагрузка? —  беспокоюсь я.

- Конечно, нет! Пели бы и пели, — смеются хористки. Жаль, что занятия не каждый день. А ведь скоро выступление.

И правда, как и любой хор, коллектив «поющих животиков» тоже дает концерты. Правда, аудитория у них своя —  роддома, семейные клубы, детские праздники. Успех и признание везде. Только не насладишься ими в полной мере, успевают выступить лишь несколько раз. Такова специфика хора, каждые девять месяцев полная смена состава. Но руководителей ансамбля такая текучка только радует. По их наблюдениям женщины, посещавшие хор, рожают здоровых крепких малышей, и осложнений при родах у певуний гораздо меньше. И это неудивительно. Пение не только улучшает психологическое состояние женщины, но и служит хорошим дыхательным тренажером. А правильное дыхание действенный способ борьбы с внутриутробной гипоксией плода. Исполняя простейшие песенки, будущая мама незаметно для себя занимается подготовкой к родам, получает приятную и полезную физическую нагрузку.

О благотворном влиянии пения на беременную женщину и плод знали еще в древности. Более 2000 лет назад в Китае беременным женщинам предписывалось многочасовое пение. На Востоке считали, что будущая мама ткет душу ребенку из музыкальных нитей своего голоса. В Японии беременных женщин отправляли в специальные общины, расположенные в живописной местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием.

Современный ритм городской жизни, необходимость заниматься не только домашним хозяйством, но и профессиональной карьерой изменили традиции. О том, чтобы на девять месяцев изолировать будущую маму от реалий и стрессов теперь не может быть и речи. Женщины стали меньше рожать, а беременность и роды из естественного состояния превратились в медицинскую проблему. О том, что петь, любоваться на прекрасное и общаться со своим нерожденным чадом нужно, заговорили только тогда, когда получили научное обоснование положительного воздействия музыки на плод. В 20 веке ученые с помощью современной аппаратуры доказали, что внутриутробный ребенок слышит все, что происходит внутри и вокруг мамы. Уже в четырнадцать недель плод реагирует на громкость и ритм звуков, и выражает свое положительное или отрицательное отношение к ним. При помощи специального ультразвукового сканера ученые обследовали несколько сотен беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучали разные отрывки музыкальных произведений, а прибор фиксировал мозговую активность еще не рожденного малыша. Было доказано, что внутриутробные дети не только слышат, но и эмоционально реагируют на ритмы — под заводные мелодии они активно двигаются, «танцуют», под лирические успокаиваются и даже засыпают.

На вопрос: почему дети поющих мам талантливее и энергичнее, своих сверстников, не посещавших внутриутробно музыкальные концерты, ученые смогли дать ответ только несколько десятков лет тому назад. Было замечено, что в мозгу у каждого новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. И ученые выдвинули гипотезу, что эти нейроны погибли вследствие их невостребованности в период внутриутробного развития. В связи с этим предположением заговорили о необходимости перинатального воспитания.

В России наибольшее распространение получила методика «Сонатал», созданная профессором М.А.Лазаревым. Название методики музыкального воспитания и оздоровления будущего ребенка произошло от двух латинских слов «сонанс» — звучащий, и «натус» — рожденный. «Сонатал» — музыка рождения, сотворчества мамы и малыша. По мнению М.Лазарева, материнский голос — это камертон, по которому настраивается мировосприятие ребенка. Мамин голос самый лучший. Еще не родившийся малыш слушает, как поет его мама, и проходит самое первое и, может быть, самое важное в жизни обучение — получает уроки любви и взаимопонимания. Методика «Сонатал», которую активно используют в семейном клубе «София» включает более 1000 различных песен: колыбельных, шуточных и даже познавательных. С помощью этих песенок будущие мамочки учатся настраивать своего малыша на сон, на двигательную активность, на хорошее настроение, с помощью песенок можно даже познакомить будущего землянина с устройством мира, в который он через несколько недель попадет. Десятки исследований женщин, занимающихся по этой методике, показали прекрасные результаты. Детишки, с которыми занимались по системе «Сонатал» практически не страдали тугоухостью, заболеваниями органов дыхания, значительно опережали своих сверстников в развитии, обладали развитым музыкальным слухом и хорошей памятью. Система «Сонатал» получила одобрение Минздрава РФ, и признана как одна из самых удачных методик перинатального воспитания на Западе.

 Но самым лучшим аргументом «за» являются все-таки сияющие глаза беременных хористок. Одна из них, мне призналась: «Я сюда пришла по направлению из женской консультации. Думала, покажусь, отмечусь и больше не приеду —  далековато, да и дел дома невпроворот. А попела, и на душе стало так легко, как будто ангелы с колокольчиками все-все заботы разогнали».

– А мы ради этого и работаем, – говорит Ильдар Зайнуллин. Гениальный ребенок с абсолютным музыкальным слухом не самоцель, а приятное дополнение. Главное, чтобы уже сейчас до рождения между мамой и малышом установился тесный эмоциональный контакт, тогда и отказников и послеродовых депрессий не будет. Наша цель одна — счастливая мама и здоровый малыш, и если пришедшая к нам женщина стала больше улыбаться, я считаю, что мы свою задачу выполнили, ведь когда улыбается беременная — смеется душа ребенка, и нет ничего прекрасней на свете.


Номинация: «Любовь к отечеству»
Опубликовано: журнал «Бельские просторы»
№2, 2008 г.
Краткая аннотация:
Материал посвящен знаменитому гонщику Игорю Плеханову – единственному в мире двукратному обладателю «Золотого шлема», чьи мировые рекорды не побиты до сих пор. Автор статьи убеждена, что любовь к отчизне невозможна без знания прошлого, без гордости за родину, за людей, которые делали историю Башкортостана и России.


Странные люди — эти англичане! Для них словно не существует 50-летнего промежутка, отделяющего нас от 70-х годов — «золотого» века башкирского спидвея. Времени, когда гремели Кадыров, Шайнуров, Самородов. Времени, когда знаменитый гонщик из Уфы Игорь Плеханов завоевал на гаревой дорожке все возможные кубки и регалии, которые были тогда в мире.

В 2003 году 80-тысячный стадион Уэмбли, услышав имя Игоря Плеханова, взорвался аплодисментами и встретил знаменитого гонщика из России стоя.

Так Игорь Плеханов сделал невозможное — дважды вошел в одну и ту же реку.

50 лет назад он шел по этому стадиону в лавровом венке, шел под оглушительный рев трибун и нес знамя СССР. Мало кто сегодня в России знает о нем, мало кто в Уфе навещает. Впрочем, мы не в Англии. И Игорь Плеханов не любит излишнего шума и помпезности вокруг своего имени.

Десятикратный чемпион СССР, в званиях которого так часто звучит слово «единственный»: единственный в мире двукратный обладатель «Золотого шлема» в гонках по гаревой дорожке, единственный гонщик СССР, завоевавший медаль в личном зачете в гонках по гаревой дорожке. Он в обычной жизни старался не привлекать к себе внимания.

При всех мировых регалиях и титулах, Плеханов отличается удивительной скромностью и простотой. И только однажды позволил себе подчеркнуть свое превосходство. Повод был достойный. Красавица и гордячка Лариса не обращала на щупленького, маленького Плеханова никакого внимания и спортом не интересовалась. Тогда Игорь решился: оседлал своего верного стального коня — и взлетел по ступенькам на второй этаж Дворца железнодорожников, где на танцплощадке царила Лариса. Ошеломив всех присутствующих и сделав круг почета, Плеханов так же стремительно исчез. Но главный приз, как всегда, достался ему — душа в душу прожил он со своей ненаглядной Ларисой, подарившей Игорю замечательных сына и дочку.

Трек вообще признает только рыцарей — сильных и благородных. Здесь побеждают в открытой борьбе под восторженные и влюбленные взгляды. В 60-х трек был еще и политикой. Советских спортсменов не всегда принимали с распростертыми объятиями. Часто на гонку приходилось выезжать без тренировочных заездов — технику до последней минуты задерживали на таможне. Но Плеханов завоевывал призовые места при любом раскладе. Спортсмена не раз пытались подкупить, предлагая написать сумму, за которую он согласится остаться за границей. Но он улыбался и говорил, что такой суммы нет, потому что ни Родина, ни победа не измерялись тогда купюрами.

Плеханов завоевывал признание и уважение даже у соперников. Чемпион мира швед Ове Фундин, которого Игорь обогнал в решающем заезде на полколеса, ушел после этой гонки из спорта навсегда. Не захотев быть вторым. Другой соперник новозеландец Барри Бриггс назвал в честь Плеханова своего сына. Оглушительный свист и топот на стадионе в Чехословакии в 1968 году стих, когда объявили, что капитаном советской команды является Игорь Плеханов, двукратный обладатель «Золотого Шлема» — неофициального чемпионата мира по гонкам на гаревой дорожке.

Плеханов больше, чем спортсмен, больше, чем десятикратный чемпион СССР. Выигрывая кубки Чехословакии, Англии и Австрии, обаятельно улыбаясь и безропотно раздавая часами автографы, он прокладывал путь к сегодняшнему открытому миру.

Ему суждено было стать королем трека. Даже когда он не знал об этом, когда до громких побед было далеко. Среди нижегородских ребят Игорь был первым, таких трюков, как он, не делал никто. Бесшабашно направляя свой новенький велосипед с крутых косогоров Нижегородки, он лихо перелетал через железнодорожные пути, заставляя сердца наблюдавших за этой картиной сжиматься от страха и восхищения. Про таких, как Игорь Плеханов, говорят: родился в рубашке. Трудно поверить, но у десятикратного чемпиона СССР, обладателя кубков Австрии, Англии, Чехословакии, — не было за всю спортивную карьеру ни одной травмы. Словно сам трек признал его первым.

А звезда всегда движется по своей, ведомой только ей орбите, притягивая к себе другие звезды. Волей судьбы, волей случая…

Однажды в далеком 1975 И. Плеханов, проезжая по пустому в те времена проспекту Октября, увидел заглохшую машину и остановился помочь. Так знаменитый гонщик познакомился с легендарным клоуном — Олегом Поповым. Там, на проспекте Октября, за сменой колес, и родилась идея замечательного номера, показанного уфимцам во время блистательного шоу: гонок ветеранов по спидвею, которые организовывал И. Плеханов — председатель Башкирского Совета общества автолюбителей (1973—1980). На стадионе «Труд» первый на цирковой арене и непобедимый на треке разыграли шуточный номер и обменялись коронами. Клетчатую кепку надел Плеханов, а золотой шлем — Олег Попов.

О том, как И.Плеханов тайно передавал из Англии родным Рудольфа Нуриева весточки от сына, как закладывал первый камень в фундамент ВАЗа, как общался с космонавтами, можно рассказывать долго. Судьба гонщика изобиловала яркими сюжетами. А можно еще и рассказать о том, как его, сраженного два года назад инсультом, на прошлый день рождения не поздравила ни одна официальная организация. Но ему не привыкать к крутым виражам.

Имя Игоря Плеханова уже навсегда стало символом эпохи. Эпохи Молодости и Бесстрашных Дерзаний. Времени, когда Россия была первой в космосе и в спорте, а Уфа считалась мировой столицей спидвея.

Дух захватывает при мысли, что судьба пусть и заочно связала нас с человеком-легендой, столь же знаковым, как Юрий Гагарин или Джон Леннон. Со спортсменом, чьи достижения на гаревой дорожке не побиты до сих пор. И пока мы помним об этом, в нашем мире еще осталось место Бесстрашному Поиску, Бескорыстной Дружбе и Молодости Духа.

Виват, Игорь Плеханов! Виват, король!