Ф.И.О.: Бадретдинов Валиахмет Минниахметович

Возраст: 56 лет

Место работы: ответственный секретарь газеты «Киске Уфа»

Номинации:
«Острый взгляд»









Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: газета «Киске Уфа», № 31, 2008 г.
Краткая аннотация:
Статья затрагивает самые актуальные педагогические  и психологические проблемы формирования в мальчиках мужских начал  в семье и обществе.


Рождение долгожданного ребенка является запоминающимся и счастливым событием для каждой семьи. Сын или дочка – одинаково радостно новоиспеченным родителям. Только вот башкирские мужчины все равно более довольны, если рождается сын: в сыновьях они видят не только собственное продолжение, но и благополучие своего рода. В роли  отца семейства, воспитывающего сына, мужчина приобретает особый общественный статус. Но, чтобы вырастить настоящего мужчину, необходимо научиться искусству воспитания мальчиков. Особенно в этом нуждаются молодые отцы. Будучи педагогом-псхологом по профессии, мне приходилось изучать научные труды, обсуждать различные проблемы в этой области. Результаты анализа жизненных ситуаций и собственного опыта я решил представить в виде ответов на наиболее интересные вопросы по воспитанию мальчиков и юношей.

В статье даны обстоятельные ответы на следующие вопросы:

- Какова роль природы и воспитания в формировании мужчины?
- Какие психологические особенности мальчиков требуют особого родительского внимания?
- Как правильно воспитать «трудных» мальчиков?
- Когда и как нужно воспитывать настоящих мужчин?
- Какова роль отцов в мужском воспитании?
- Как противостоять «феминизации» мужчин?
- Нужно ли учитывать в воспитании мальчиков проблему гомосексуализма?


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: газета «Киске Уфа», № 34, 2008 г.
Краткая аннотация:
Статья посвящена проблеме обеспечения доступным жильем малообеспеченных слоев населения. Дается анализ сложившейся в строительной сфере финансово-экономических условий, приводящих к дороговизне даже так называемого социального жилья. Материал был запрошен в Правительство РБ для изучения во время подготовки к совещанию по проблемам жилищного строительства.


Наверное, нет в России человека, который не осведомлен о двух наших исконных бедах. Слава богу, кажется Башкортостан потихоньку начинает избавляться от этих фольклорных бед: и дороги становятся получше, и сам народ сумел взять себя в руки, научившись жить достаточно разумно и рассудительно. Только вот в последние годы пресловутый квартирный вопрос все сильнее наводит на нас порчу, ухудшая народное самочувствие даже сильнее, чем две исторические беды. В советские времена тоже было нелегко, но, по крайней мере, каждый верил в возможность получения бесплатного жилья от государства, когда дойдет его очередь. Да и большинство из нас продолжает проживать в квартирах, полученных в те времена.

Сегодня же ты можешь стать счастливым обладателем современной однокомнатной квартиры в центре города, если в твоем распоряжении имеется не менее двух миллионов рублей. Если даже твоя зарплата не 5-6, а 20-30 тысяч в месяц, и то вряд ли сумеешь накопить искомую сумму. Это особенно плохо сказывается на молодых семьях, и многие из них вынуждены снимать жилье, тратя на него львиную долю семейного бюджета. В этих условиях благие пожелания об исправлении катастрофически ухудшающейся демографической ситуации останутся лишь несбыточными мечтами.

Как утверждают специалисты, в сегодняшней ситуации единственным выходом из кризисного положения является резкое увеличение строительства социального жилья. Конечно, здесь прежде всего речь идет о продаже квартир нуждающимся малообеспеченным семьям по льготным ценам, используя возможности социальной ипотеки. Именно в этих целях Правительство республики поставило задачу по ускоренному строительству социального жилья перед органами муниципального управления столицы и строительными организациями. Если в 2007 году каждая пятая построенная в Уфе квартира, в 2008 году – каждая четвертая была сдана как социальная, то в следующем году ставится задача половину построенного жилья продавать по программам социальной ипотеки. Возможно ли это?

Все упирается в финансы. Давайте посчитаем. Сегодня стоимость квадратного метра социального жилья – 28 тыс. рублей, это почти вдвое дешевле рыночных цен. Конечно,  если бы оцененная таким образом квартира продавалась с условием погашения долга в течение 10-15 лет, то многие молодые семьи согласились бы с этим, ведь им все равно приходится платить за съемное жилье не менее 10 тысяч рублей в месяц. Только вот здесь появляется один вполне логичный вопрос: а согласятся ли строительные предприятия продавать жилье по указанной сверху цене? В конечном счете все будет определяться себестоимостью построенного жилья. А она уже сегодня доходит до 35 тысяч рублей, и в будущем, скорее всего, будет продолжать расти. В этом случае кто будет покрывать разницу между себестоимостью и социальной стоимостью квартир? Да и трудно рассчитывать на добровольную благотворительность строительных «баронов», разжиревших  за счет предельно высоких рыночных цен.

Не пора ли компетентным органам разобраться в причинах необъяснимо быстрого роста себестоимости в строительной сфере? Ведь строительные материалы производятся у нас же, и правомерно ли каждый раз оправдывать  повышение цен дороговизной энергии и инфляцией? Не пора ли употребить антимонопольное законодательство во избежание преднамеренного повышения цен по предварительному сговору в столь значимой для населения сфере экономики? Если этого не делать, то и не стоит заводить разговоры об обуздании непомерных аппетитов тех, в чьих руках находится строительный бизнес.

И еще вот что очень важно: доступно ли социальное ипотечное кредитование всем желающим его получить? Отнюдь, нет. Любой банк, выдающий кредиты, прежде чем дать разрешение на эту сделку, будет обязательно проверять платежоспособность заемщика. Сегодня получившие кредит на 1-2-х комнатную квартиру ежемесячно должны возвращать банку не менее 15-20 тысяч рублей в месяц. Значит, зарплата желающего получить жилищный кредит должна намного превышать эту сумму. Такие деньги простому учителю, врачу, работнику культуры даже присниться не могут. Тут надо учитывать и то, что при кредитовании учитываются доходы только по основному месту работы. К тому же возможность получения кредита напрямую зависит от величины семьи работника: будет учитываться среднедушевой доход семьи. Следовательно, именно такие семьи не пройдут через сито банка-кредитора. Получается что-то несуразное: ипотека, называемая социальной, не служит интересам бедных слоев населения.

Давайте представим, что многодетной семье какими-то путями удалось получить заветный жилищный кредит. Если в такой семьи работают и муж, и жена, их общий доход не превысит 30-35 тысяч рублей. Если больше половины  этого дохода уйдет на покрытие кредита, то каким образом будет существовать эта несчастная семья? Как повернется язык назвать счастливыми детей из этой семьи, если даже у них есть крыша над головой? В этих условиях  рождение не только третьего, но и второго ребенка в молодой семье становится несбыточным явлением.

По-моему, в России есть только два не связанных друг с другом способа решения жилищного вопроса. Первый из них знаком всем получившим квартиры в советские времена: жилье, построенное по государственным инвестициям, распределяется среди нуждающихся бесплатно по очереди (в дальнейшем, с появлением финансовых возможностей они могли бы выкупить занимаемые им квартиры в собственность). А о втором способе можно было бы особо не распространяться: стоит россиянам, особенно работающим в бюджетной сфере, начинать получать зарплаты, отвечающие современным цивилизованным требованиям, по происшествии нескольких лет проблема жилья начнет решаться самым естественным образом без особого вмешательства государства.

Как бы там ни было, для  достижения целей Правительства по обеспечению населения доступным жильем необходимо не только выделение финансовых средств из республиканского и столичного бюджетов, но и успешное решение накопившихся финансово-экономических проблем в сфере жилищного строительства.


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: газета «Киске Уфа», № 37, 2008 г.
Краткая аннотация:
Основной идеей статьи выступает мысль о самоценности  знаний, ставших источником сознания всего общества и каждого отдельного человека. Сопоставляя взгляды креационистов и эволюционистов по вопросу о происхождении человека, автор приходит к выводу о возможной предопределенности развития человечества как сообщества сознательных, разумных людей.

Даже если все в мире подвержено изменениям, есть ценности, значение которых со временем ничуть не уменьшается как для отдельного человека, так и для всего общества. Самым ценным из всего насущного я бы назвал великое понятие, называемое Знанием. По правде, и само человечество началось со знания: только после того, как наши самые древние предки стали способными познавать, они смогли вырваться из мира дикости и обустроить свое бытие сознательно. Знания, характеризуя каждую из стадий становления человечества, стали идеальной силой, активизирующей внутреннее развитие  общества.

По всему, в основе древнего предания о первородном грехе Адама и Евы, вкусивших запретный плод с мирового дерева, тем самым нарушив волю создавшего их Всевышнего, лежит некое иносказание, связанное со способностью к познанию. И то верно: зачем человеку, живущему в земном раю, знания, ведь он ничем не отличался до этого от других тварей? Действительно, мировое дерево, или древо жизни, упомянутое в предании, одновременно является древом познания, и вкушание его плодов равноценно овладению знаниями. И недаром Адаму, изгнанному из рая, было сказано: «Теперь ты стал одним из нас. Не подобает жить такому в раю, будешь в поте лица своего добывать хлеб свой насущный».

После тех  библейских времен прошли тысячелетия, и трудно сравнить познания древнего человека с миром знаний современных интеллектуалов. Но одно их объединяет: они способны познавать сущность вещей, размышлять о том, чего не видят и не слышат, но могут разъяснить другим и использовать в своих целях. Все то, что открыто человечеством, является результатом  способности человека к познанию.

Если человеку каменного века для изготовления каменных ножей, топоров, дубин, остроконечных пик, догадки о таящейся в сильно натянутой тетиве лука силе, делающей пущенную стрелу с костяным наконечником грозным оружием, нужны острота ума, способность понимать и использовать впрок свойства пугающего и враждебного мира, то и нашему современнику не менее важно жить, добывая все новые и новые знания для своего вечно обновляющегося мира.

Есть притча о том, что история повторяется дважды. Не знаю, насколько эта мысль точна в других областях, но в мире знаний она верна. Всю историю человечества можно представить как историю познания – долгую и кропотливую. С другой стороны, история жизни каждого отдельного человека невозможна вне самого минимального повторения той большой истории. Человек развивается, усваивая и приумножая добытые до него знания. Большой мир познания проникает в индивидуальные миры отдельных людей, и в этом единстве рождается будущее.

Первобытный человек был подобен беззащитному младенцу. Как мало он знал! Если бы не было других, он не смог бы выжить. Это само по себе феноменально, так как первоначальный багаж знаний был настолько скуден, что способность человечества к самосохранению кажется невероятным. Поневоле приходит мысль о том, что была некая высшая сила, оберегащая землян.

Многие прогрессивные ученые, в том числе астрофизики, изучающие проблему возникновения космических объектов, не отрицают возможность существования сотен галактик с высокоразвитыми разумными существами. Следовательно, вполне возможно допустить, что много тысячелетий тому назад в неизвестных нам глубинах космоса некие разумные существа в своих великолепных лабораториях могли проектировать будущего земного человека по образу и подобию своему. Не об этом ли говорит тот факт, что и само человечество вплотную подошло к клонированию человека? Что бы сказали эволюционисты, если человек с самого начала был действительно создан в соответствии с общебиологическими закономерностями, сообразно «базисному проекту» предопределенный образоваться из половых клеток, в последующем проходя все стадии развития живых существ? Здесь  нет стремления к игнорированию законов природы и космоса, а только лишь берется под сомнение случайное их формирование.

Вспомним, что эволюционное учение  утверждает о сохранении и передаче из поколения в поколение только полезных, способствующих к выживанию вида свойств. Для мыслящего, ищущего истину человека это утверждение не предел. Например, эволюционисты считают, что тело предков людей было сплошь покрыто шерстью, как и у обезьян. Сами подумайте, насколько необходимо было эволюции лишать человека столь полезного, предохраняющего его тело от жары и холода свойства? Попробуйте, докажите, если сможете. Наоборот, если «проектировщики» человека не стали бы целенаправленно лишать человека от столь ему нужного волосяного покрова, вложив в его гены задерживающий рост волосков механизм, то сегодня вряд ли человечество было столь могущественным благодаря развитому разуму. Скорее всего, был специально запроектирован этот недостаток  современного человека: «оголенность» наших первобытных предков была непременным условием того, что во имя выживания, спасения себя и своего потомства от голода и холода он вынужден был постоянно искать выход из тяжелых жизненных обстоятельств. Самым результативным в этом случае была способность рассуждать, познавать и использовать свойства окружающего мира, добывая одежду, огонь и т.п., постепенно становясь человеком разумным.

Таким образом, я посмел изложить свою позицию не ради того, чтобы противопоставить ее чьему-либо мнению, пусть и научному. Я лишь поклоняюсь Его Величеству под названием Знание, ведь только мир познания способен совершенствовать как материальную, так и идеальную составляющую жизни человека. Единственное мое предостережение: не следует превращать знание в шаблон, данный человеку навечно. Даже школьникам стоило бы внушить, что мир знаний подобен космосу – у него не может быть границ.


Номинация: «Острый взгляд»
Опубликовано: газета «Киске Уфа», № 47, 2008 г.
Краткая аннотация:
В статье анализируются социальные, этнические и психологические причины роста суицидальных намерений среди населения в период социально-экономического и духовно-нравственного кризиса в обществе. Данная статья и другие подготовленные автором материалы получили высокую оценку участников круглого стола по проблемам суицида, проведенного Öентром социальных и политических исследований  Академии наук РБ.


Как и любое живое существо, человек рождается на свет, чтобы жить. Конечно, каждый из нас, не смотря на разность судеб, старается достойно пройти все ступеньки жития с  самого начала до неизбежного конца, самостоятельно определяя свой жизненный путь. Во все времена нелегко было человеку выживать, но он неизменно находил смысл своего пребывания на земле, преклоняясь перед красотой вечной жизни природы и мира. И он спешил жить, стараясь  реализовать вложенное в него природой предназначение.

По меркам вечности жизненный путь каждого из нас представляет лишь миг между рождением и смертью, и казалось бы, что человек  должен быть предельно чутким к полученному им великому дару жизни. Но, увы... Если одни, будто собираясь жить вечно, растрачивают свое время на бессмысленные и бесполезные вещи, то другие в грош не ставят свою единственную жизнь. Бессмысленность существования ведет к обесцениванию собственной жизни. Те, кто по тем или иным причинам потеряли себя в мире людей, окончательно разуверившись в каком-либо смысле собственного бытия, накладывают руки на себя...

Помню, в начале 60-ых годов прошлого века случилось происшествие, потрясшую мою детскую душу, наложив мрачную тень на казавшуюся до сих пор удивительной и светлой жизнь людей. В одну из летних погожих дней по деревне распространилась страшная весть, взволновавшая и напугавшая всех своей мрачной и дикой сутью: «Покончил с собой Хуснулла, его висевший на дереве труп случайно обнаружили мальчишки, собиравшие плоды черемухи в лесочке на берегу речки».

Мне и до этого в какой-то мере было известно, что смерть человека является страшной бедой. Я даже хорошо помнил, как тяжело переживала наша семья трагическую смерть замерзшего в лесу 13-летнего брата Галиахмета. Но до этого я даже и подумать не мог бы о том, как здоровый человек может убить самого себя. Находясь в сильнейшем замешательстве от услышанного, я спросил у матери: «Как же сумел удавиться Хуснулла агай, разве не страшно человеку умирать?». Призадумавшись, ответила мама несколько уклончиво: «Никто не может уйти с белого света, пока не придет его время. Видать, такова была его судьба».

Хотя с высоты прожитых лет причины трагедии Хуснуллы мне кажутся более ясными, но до сих пор не могу в полной мере представить, как мог пойти на последний в своей жизни шаг обычный деревенский житель, к тому же оставивший сиротами троих детей. Возможно, клеймо бывшего военнопленного сильно угнетало Хуснуллу, да и пристрастие к выпивке могло стать последней каплей, переполнившей чашу его земной жизни. Но я до сих пор вспоминаю этого человека с какой-то грустью. Ведь он довольно искусно играл на курае, а многие деревенские дома до сих пор хранят следы топора этого прирожденного плотника...

Говоря языком науки, в древности феномен суицида был среди башкир явлением редчайшим, и то человек мог решаться на это в исключительных условиях. Например, в некоторых башкирских легендах повествуется о трагической судьбе девушек, во избежание насилия и бесчестья бросавшихся со скал в воду. Самоубийство среди башкир считалось ничем не оправданным грехом, а труп самоубийцы запрещалось хоронить в общем кладбище.

К сожалению, в последние годы среди соотечественников стали чаще проявляться негативные, дурные явления, не присущие нашей ментальности. Безнравственное поведение при явном равнодушии большинства наводит порчу не только на отдельных людей, но и отрицательно сказывается в судьбах целых поколений. Каковы бы не были конкретные причины, рост суицидальных явлений среди населения выступает показателем ухудшения нравственно-духовного состояния народа. Условия политической и экономической неустойчивости общеста только усугубили трагическую действительность, способствуя росту суицидальных намерений в охваченном всеобщим кризисом мире.

Конечно, феномен суицида прежде всего сопряжен с  внутренними психологическими проблемами, сверхнапряженными отношениями отдельной личности. Неспособность к достижению лично высоко значимых целей, разрушение жизненных планов, неудачи в профессиональной и личной сфере, чувство безысходности приводят человека к мысли о своей никчемности, ненужности и покинутости. При достаточно продолжительном подобном самочувствии в самосознании человека могут произойти изменения психопатологического характера. При усилении внутренних противоречий мысль об уходе из жизни может восприниматься человеком как единственный способ выхода из мучающей его критической ситуации. Но нельзя назвать всех людей со суицидальными намерениями психологически неустойчивыми и слабохарактерными. Наоборот, среди них имеются и очень энергичные, отличающиеся  достаточно сильно развитой волей личности. У подобных людей, несмотря на кипучую энергию, при наступлении депрессивных состояний отмечается сильнейшее внутреннее напряжение, сопровождаемое глубокими и разрушительными переживаниями. В результате может наступить то же состояние безысходности, от которого к суициду – один шаг.

Как бы не казалось странным, причиной суицидальных намерений у некоторых людей становится желание любой ценой добиться своей значимости, или даже посмертного, но обязательного признания своей правоты. В этом случае суицид следует рассматривать как протестное поведение человека, который был  не понят и не принят обществом. Предельно метко было изображено состояние такого человека в одном из стихотворений известного поэта Рами Гарипова: «Устал я жить среди лжи и злодеев,/ Не жизнь это, а исчадие ада./ Молнией блеснул кинжал тот суровый,/ И умолк мой хохот, землю сотрясая./ Как будто не на себя самого я,/ А на мир презренный руку наложил./ Будто  скверну лжи сумев задушить/ К правде жизни дорогу проложил».

Никому не суждено заранее предвидеть свою судьбу. Известно, что судьба проявляется как следствие преодоления человеком многочисленных трудностей. Конечно, в этом вечном забеге судьбы нельзя все время быть в первых рядах, и невозможно постоянно добиваться похвал и почета. Наоборот, многим из нас приходится терпеть обиды и унижения,  испытывать тяжелейшие переживания и страдания. В этих ситуациях не следует забывать только одно – нужно суметь остаться в своей истинной, человеческой сущности. Раз ты однажды появился на белом свете, значит, в этом заложен важный смысл, и следует жить сообразно с этой мыслью. Дело даже не в том, каких успехов ты добился, какой пост занимаешь, какими материальными богатствами владеешь. Это важно понять прежде всего нам, представителям малых народов. Например, каждый из башкир словно драгоценная капля среди своих сородичей, а из таких капель озеро образуется. Ведь по разным причинам итак происходит уменьшение численности национальных меньшинств, ограничивая  перспективы их развития. Никто не может избежать смерти, но добровольно избранную и осуществленную своими руками смерть нужно признать как измену себе, своим родным, своему народу. Как же нам всем важно осознать сию мысль...

Еще вот о чем хотелось бы упомянуть. Из-за многолетнего промывания наших мозгов атеистической идеологией многие из нас признают только мир материальный, воспринимая мир вечности как порождение религиозных предрассудков. Тот, кто накладывает руки на себя, признавая лишь мир материального бытия, воспринимает свою смерть как избавление от всех своих проблем навсегда. Можно ли спасти свою душу, убив собственное тело? Однозначно, что нет. А стоило бы об этом подумать, прежде чем поддаться суицидальному порыву.

Об этом сейчас пишут и рассуждают даже современные ученые-физики. Анализируя явление, известное под названием «эффект Кирлиана», они очень удивились: если клетки тела человека облучать электромагнитными волнами очень высокой частоты, то они начинают светиться, это даже можно сфотографировать специальной аппаратурой. Оказывается, если человек умирает своей смертью, то свечение клеток тела постепенно угасает в течение 3-х дней. Но вот что примечательно: свечение клеток тела самоубийцы то усиливается, то внезапно исчезает, через некоторое время появляясь вновь... Ведь это необъяснимое с физической точки зрения явление можно воспринимать как проявление мятущейся души человека, наложившего руки на самого себя. Не зря, скорее всего, и во всех религиях самоубийство считается великим грехом. Даже этот отдельно взятый факт сам по себе позволяет рассуждать о том, что религиозные каноны возникли не на пустом месте. Это значит, что и  свою частную жизнь нам надо бы устраивать сообразно не только разуму, но и глубокой вере в вечность жизни.

Таким образом, суицид не совместим с трезвомыслием, здесь всякий раз мы встречаемся как с отклонением в психическом состоянии человека, так и ограниченностью его мышления. Следовательно, воспринимая суицид как порожденное социальным бытием злокачественное образование, необходимо искать и находить все доступные пути и средства его предупреждения и лечения.