Ф.И.О.: Янбаева Гульфия Гареевна

Возраст: 56 лет

Место работы: главный редактор
газеты «Киске Уфа»

Номинации:
«Мастер слова»









Номинация: «Мастер слова»
Опубликовано: журнал «Ватандаш», № 12, 2008 г.
Краткая аннотация:
Человеческий мозг постоянно в работе, без остановки производит «продукцию» - мысли, мнения, наблюдения. если написать все свои мысли на бумагу... Тогда ты был бы великим писателем, философом, ученым. но нет у нас такой возможности. Может и есть, но не пользуемся. Мы готовы слушать чьи-то глупости, жалобы, сплетни, но не привыкли слушать самих себя, свой внутренний голос, те же мысли и слова, что рождаются в нашем мозгу. Научиться бы... По крайней мере, стоит научиться записывать и делиться с другими некоторыми особо ценными, особо важными своими мыслями, которые могли бы быть полезны для нашего общества, нашей жизни, молодого поколения. Вот и я решила поделиться своими хорошими мыслями.


Человек создан природой как самое разумное существо. Его мозг постоянно в работе, без остановки производит «продукцию» - мысли, мнения, наблюдения. Если записывать все свои мысли на бумагу… О-о, тогда ты был бы великим писателем, философом, ученым. Но нет у нас такой возможности. Может и есть, да не пользуемся. Мы готовы слушать чьи-то глупости, жалобы, сплетни, но не привыкли слушать самих себя, свой внутренний голос, те же мысли и слова, что рождаются в нашем мозгу. Научиться бы… По крайней мере, стоит научиться записывать  и делиться с другими некоторыми особо ценными, особо важными своими мыслями, которые могли бы быть  полезны для нашего общества, нашей жизни, молодого поколения. Говорят же в народе – «делиться мыслями». И лучше во сто крат, если бы многие из нас не делились бы целыми днями злословием да пустословием, а поделились бы своими хорошими мыслями.

Еще можно похвалиться…

«Я не слушаю радио, не смотрю телевизор, не читаю газет – все хвалятся да хвалятся, надоело…» -  сказал мне как-то в разговоре знакомый. Как-то стало плохо на душе, настроение упало, словно камень попал в самое сердце. Я отношусь к таким людям, как к завистливым, непорядочным, мелочным прожигателям жизни, что только и умеют разбрызгивать яд вокруг да сеять зло. В хадисах говорится: «Последователи мои не смогут быть свободны от трех проявлений: зависти, дурной мысли и сомнений». И здесь же приводится совет, как быть: «И я укажу вам выход: коли ты в дурных мыслях – не претворяй их в жизнь, коли завидуешь – не горячи кровь, а коли сомневаешься – перетерпи».

Есть в хадисах нашего пророка и такие слова: «Последователи мои не смогут остановиться в трех проявлениях: похвалы от собственной значимости, от громкого плача во время похоронной молитвы и от предсказаний природных явлений». После этих слов не приводиться совет, как избавиться от этого, значит, это не самое худшие качества.  Есть правда в том, что слышишь похвалы за красоту, успехи, победы, и на душе становиться светлей…

Задумаемся, на думающих и держится мир…

Как задумаешься, нет конца и краю твоим размышлениям. Но не думать тоже невозможно. Думать надо – на думающих и держится этот мир. Не о благах своих, не о хлебе насущном – о судьбе страны, нации, о будущем детей размышляли и размышляют лучшие из людей. Мне кажется, что их мысли, забота где-то сплелась в единый клубок светлой энергии и положительно влияет на нас.

Люди думают. Множество вопросов крутится  в голове. «Отчего Россия вес изобретает новые реформы, от которых всем только хуже?» «Почему от Крмеля всегда веет тревожными ветрами?» «Кому нужна эта глобализация?» Можно найти ответ на эти вопросы. Но ответы на них вряд ли принесут в нашу душу покой и умиротворение. Эти вопросы родились не сегодня. Их задавали и сто лет назад, и двести лет назад, и четыре с половиной века тому назад. Наши прадеды однажды решили жить с Россией вместе, одной страной. Но что изменилось за эти годы? Задумайтесь, ведь суть вопроса остался таким же. Все еще наши пожелания, наши чаяния не принимаются во внимание, все еще нашу судьбу решают где-то на стороне. В Москве, на мировом уровне. Видно, так устроен этот мир…

Недавно мы беседовали на эти темы с одним моим прекрасным соотечественником.  Я была уверена, что его мудрые, осмысленные ответы могут пролить свет на эти нелегкие вопросы и помочь нашим читателям, а потому записала их.

- Моя семья – это мое маленькое государство, - начал свое слово этот достойный мужчина. – Я владыка этого государства, хозяин, сам его держу, сам содержу, сам произвожу и покупаю, воспитываю и сужу за неповиновение. Я исполняю очень много функций в этом государстве. И исполняю их точно, со знанием дела, а потому в моем государстве царит идеальный порядок, никто ни в чем не нуждается. Оба сына получают образование в вузах, еще двое сыновей и дочка пока еще ходят в школу. Они прекрасно знают, что такое трудиться в поте лица. Сын, который учится в Аграрном университете, хочет вернуться в деревню и создать здесь новую систему управления хозяйством. Своими мечтами он зажег и меня. Я с нетерпением жду его возвращения. Может, и судьбу нашей деревни можно будет изменить к лучшему, обустроить по справедливости, как я это сделал в своем государстве? В своих владениях нет ни одного вопроса, на который я бы не мог ответить. Надеюсь, что мы сможем воплотить в жизнь мечты моего сына…

Как-то разговорились мы  с одной соотечественницей, которая уехала в Италию в поисках лучшей жизни. «Почему-то те проблемы, которые я не могла решить у себя на родине, я очень быстро решила на чужбине. Я чувствую себя там свободней. Денег много, я могу позволить себе путешествия, дорогие покупки…» У многих судьба схожа с ней. Да, она решила проблему с безденежьем, работой где-то на стороне. А вот первый мой собеседник решил его в своей деревне – в своем крохотном государстве по имени семья. При желании, наверное, это может сделать каждый. Надо только задуматься об этом. Вспомним еще раз, что мы живем в красивейших и богатейших краях. Разве не ведомо нам, что родная земля питает энергией тех, кто стремиться к удаче, помогает целеустремленным и волевым? Вот чужаки об этом знают, и потому живут здесь, не нарадуются. Армяне, грузины, представители других народов, которые  не смогли толком обустроиться у себя на родине, открывают у нас свои предприятия, нанимают на работу наших парней и девушек, а китайцы, которые маются у себя от безработицы, собирают с нашей плодородной земли огромные урожаи.

Надо, надо задуматься, встрепенуться. Все в наших руках. Никто не собирается придти к нам и вручить ключи счастья. Бессмысленно надеяться на это. И не стоит жалобно взирать на Москву, Кремль. И пусть каждый будет таким, как мой собеседник, сделает свое крохотное государство богатым и счастливым, пусть сам решает свои насущные вопросы, растит для народа достойных и здоровых детей. Неужели каждый из нас не способен на это?

Право на высказывание

Встретила как-то одну из своих уважаемых учительниц. Спросила про дела, она ответила: «Все хорошо. Да вот Хубутдин никак в покое не оставит». При каждой встрече она рассказывала о своих разборках с Хубутдином, и потому я была прекрасно осведомлена о нем. И потому спросила: «И надо вам устраивать бесконечные разборки? Вы пожилые, солидные люди, лучше с внучатами повозитесь», - нашла в себе силы сказать давно наболевшее. Я уже ждала, что учительница ответит: «Ты кого смеешь учить?», но она с виноватым тоном сказала: «Да я что, вот Хубутдин все не перестает…» Чтоб избежать неловкости, я быстро перевела разговор на другое: «Как дети? Внучата разговаривают на башкирском?» - «Да какой башкирский. Дочка воспитывает русских детей», - махнула рукой учительница. Удивительное дело. Моя любимая учительница, которая распахнула мне двери у мир башкирского языка и литературы, теперь рубит на корню ветвь родословного древа? И внуки ее уже не принадлежат нашему народу?

Впрочем, сейчас это уже обычное явление для моих соотечественников: тех, кто сумел воспитать будущее поколение народа, по пальцам пересчитать. А дети других уже существуют в иных традициях, в иной культуре, в ином социуме. И если в своей семье не воспитываются дети-башкиры, будущее нашего народа, продолжатели нашей истории и культуры, что толку кричать по всем углам, мол, народ исчезает, какой смысл в поучениях и наставлениях?..

Поможешь сам… помогут и тебе

Он ныне в тяжком положении. Все нет может разрешить свою проблему. Пробует и так, и эдак, но неопределенность, которая рождает беспокойство, тревогу, безысходность все сильней сажает нервы. Как правило, в подобных ситуациях все друзья отворачиваются, стараются отстраниться. Многие прошли через это.

Мне было жаль моего знакомого, хотелось сказать что-нибудь доброе, но… одна мысль пронзила мое существо. Да ведь он вот совсем недавно занимал пост, который позволял решать проблемы тысячи людей. Порой к нему ходили за помощью родные и знакомые, да вот только не припомню, чтоб он кому-то реально помог…

Часто бывает, что люди приобретают власть, но забывают пользоваться этой властью во благо людей, не могут оставить после себя светлые воспоминания. Этот мой знакомый не хотел помогать в свое время другим, и теперь не может получить помощи от других. В этом и есть,  видимо, высшая справедливость.

Не перевелись мужчины!

Пишу эти строки с чувством огромной благодарности. На строительной площадке мы около трех часов ждали прибытия крана, чтоб поднять тяжелый груз. Терпение уже подходило к концу. И тут четверо башкирских парней подошли к этому грузу и примерились. «Что, парни, может сможете поднять и загрузить в машину?» - пошутила я. «Почему бы нет? Сейчас, позовем парней», - сказал один. И вправду, на строительной площадке работали еще пятеро мужчин. Они все подошли, дружно перенесли груз в машину. Инициатива и решение проблемы исходило от этих башкирских парней, они поднимали самую тяжелую часть, они же руководили погрузкой. «Браво! Так не перевелись в нашем народе решительные мужчины!» - выразила я свое восхищение. Эти слова пришлись по душе и парням, и мне было приятно, что хорошие слова были сказаны и услышаны. Ведь мы чаще говорим о плохом. А для достойных поступков даже не пытаемся найти слова.

Ласковое слово… душе отрада

«Вы, оказывается, такая милая и красивая женщина».  Некто прислал мне на сотовый телефон вот такое сообщение. И я целый день ходила окрыленная, вдохновленная. Кто это был – мужчина, женщина, не знаю, но кем бы он ни был – спасибо этому прекрасному человеку. Только прекрасный человек может увидеть в другом прекрасные качества. Только добрый человек сможет оценить доброту другого. Только трудолюбивые сумеют по должному оценить работоспособность, усердие другого. И лишь искренние  люди могут принять искренность другого.

…Если бы мы больше говорили друг другу хорошие слова, были бы внимательней и уважительней друг к другу, то жизнь стала бы светлее, и мы меньше говорили бы о бедах да несчастьях.

Берегите мужчин… а может честь мужчины?

Пословица гласит: «Для истинного мужчины мало и семьдесят ремесел», и авторство пословицы, скорее всего, принадлежит женщине. А затем уж пословица стала образом идеального мужчины, душевной потребностью. Ведь только мужчины со сноровкой, деловитые умеют и хотят защитить слабый пол. Но… Но время рождает свой фольклор. Нынче, когда зачастую мужчины становятся «старшими сыновьями» своих жен, все ходят под лозунгом: «Берегите мужчин!» И вот женщины, по своей воле или невольно согласились с этим. И опекает, лелеет своего муженька – а о семидесяти ремеслах и речи нет! Забывается и основная, божественная ипостась мужчины – быть добытчиком, защитником. Сейчас женщины сами могут заработать. И закрывают глаза на дурные привычки своего мужа, как выпивка, курение – порой даже на свои кровные покупает мужу бутылочку, другую…

…Хорошо, что не все мужчины поддаются такому искушению со стороны женщин. Хорошо, что еще не перевелись такие качества, как мужская честь, мужская гордость. И потому хочется другой формулировки – не «Берегите мужчин!», а «Берегите честь мужчины!»

Правильное ли воспитание?

С родительского собрания я ушла в крайне расстроенных чувствах. Не плохое поведение, плохие оценки дочери, не показатели успеваемости были тому виной, нет. А меня обеспокоило поведение, манера общения одной родительницы. Вот она набросилась на учительницу английского: «Почему мой сын плохо успевает по английскому?» Учительница не успела даже сказать: «Я как раз хотела вас об этом спросить», как та резко сказала: «Значит, ваши уроки неинтересны». Предъявила она и классной руководительнице: «Все ваше внимание на отличников, они выполняют всю общественную работу. А мой сын остается в стороне…» Боже, если бы она так опекала свою дочь, и то бы не было так печально. А тут мать опекает своего сына. А потом вопием на всех углах: «Где же мужчины?» А сами убиваем мужское начало еще в родительском доме.


Номинация: «Мастер слова»
Опубликовано: газета «Истоки», № 44 от октября 2008 г.
Краткая аннотация:
Эта статья о секретах мастерства журналиста, об уроках, полученных за долгие годы работы. Мне есть что сказать молодым, которые избрали профессию журналиста или только стоят на перепутье. Я считаю, что истинные журналисты - это проводники добра, света, разума, духовности и нравственности, и потому я надеюсь, что молодые коллеги смогут немало почерпнуть из моих записей. Да и не только они. Мне бы очень хотелось, что бы ни одно слово, ни одно предложение не оставляло читателей равнодушным, чтоб они знали об огромной ответственности, которая возложена на журналистов.


Я – ГАЗЕТЧИК

Моя основная профессия — издание газеты. Уже накопился солидный багаж. Издательство «Китап» выпустило мою публицистическую книгу «Сердце полно сострадания». Но все же мне кажется, что моя основная книга еще не написана. Скорее всего, эта книга будет о секретах мастерства журналиста, об уроках, полученных за долгие годы работы. Мне есть что сказать молодым, которые избрали профессию журналиста или только стоят на перепутье. Я считаю, что истинные журналисты — это проводники добра, света, разума, духовности и нравственности, и потому я надеюсь, что молодые коллеги смогут немало почерпнуть из моих записей. Да и не только они. Мне бы очень хотелось, чтобы  ни одно слово, ни одно предложение не оставляло читателей равнодушным, чтоб они знали об огромной ответственности, которая возложена на журналистов.

КТО РАСТИТ КРЫЛЬЯ МЕЧТЕ?

Недавно один молодой журналист спросил меня: «Вот я прочел вашу книгу. Вы очень переживаете за равнодушие, царящее в нашем обществе. Почему люди безынициативны, почему они не умеют мечтать?» Видно, что он действительно ищет ответ на свой вопрос, переживает. Но я не стала говорить на эту тему, побоялась, что если сольются два переживания, ничего, кроме потока горечи и  не получиться. А я уже  в том возрасте, когда не задаешь вопросы, а ищешь решения. И потому ответила своему молодому коллеге: «Может в том, какой наш народ, есть вина и наша с тобой вина, журналистов и писателей? Давай подумаем вместе: может ли написанное нам разбудить души людей, стать хозяевами своей жизни?»

В детстве я прочла хорошую книгу о врачах и очень долго мечтала быть врачом. А может ли современная книга, газетная статья пробудить мечту? Иные газетные издания так и пестрят всякими сплетнями, подробными и смачными описаниями преступлений. Ясно, какие чувство можно пробудить всем этим. Задавленность, безысходность... Значит, за настроение в обществе прежде всего ответственность несут журналисты. Мы не можем противостоять апатии, безверию. Люди во все времена верили бесстрашному оратору, и колесо истории всегда крутилось благодаря сильным личностям...

МУДРОСТИ РОДНИК

Мне кажется, что в борьбе с пороками общества за высокие нравственные идеалы самое весомое слово за публицистикой. Такое нынче время. Народ ждет от интеллигенции какого-то совета, назидания, примера. А журналисты должны находить эти крупицы веры и знаний, доводить их до ума своих читателей. Еще сильна в народе вера в печатное слово. Обратите внимание: в споре всегда выигрывает тот, кто ссылается на газетную, журнальную информацию. Во всяком случае, я уверена: человек, в чьем доме выстроились на полках книги, кто выписывает газеты и журналы, не может быть апатичным, не может впадать в уныние. Он знает, откуда дует ветер, куда катится колесо истории. И потому он подготовлен к временным трудностям, горестям и всегда надеется в светлое и доброе. И мы должны укреплять веру читателя, не должны ради грошовой наживы заполонять печать мутным потоком, а должны утолять их жажду познания из живого родника мудрости.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Да, нередко мы разочаровываем своего читателя. Если его принципы не совпадают с нашим мнением, получается обратный эффект. Как говорил кто-то из великих: «То, что у нас есть два глаза, нас не спасает: один глаз видит только хорошее в жизни, другой — только плохое». Эти слова напрямую касаются журналисткой братии. Мы должны видеть все, но искать золотую середину. А это значит умение проанализировать две разные точки зрения, нанизать их на одну нить и... сделать общий вывод. То есть на арене двух полярных мнений у журналиста должна быть своя четкая позиция, свое веское слово.

Только надо правильно понимать золотую середину. К примеру, нельзя примерять, мешать в одно добро и зло, истину и ложь. Если ты выбрал середину именно между ними — это полное лицемерие, цинизм. Здесь я говорю об иной середине. О золотой. Журналист не всегда мечется между злом и добром, он часто находиться в центре разных жизненных ситуаций, между людскими конфликтами, житейскими спорами. Расскажу-ка вам одну притчу. Пророк Мухаммед прибыл со своим путником в один город, чтоб рассказать о своем учении. Один человек, который был на его стороне, сказал ему: «Господин, в этом городе слишком много невежества. Народ упрям, как осел, не желает обучаться. Ты никого не из них не сможет заставить постигать знания.» Пророк спокойно выслушал его и ответил: «Да, ты прав». Вскоре к нему подошел глава другого рода и сказал: «Господин, ты пришел в благословенный город. Народ жаждет твоих праведных речей и желает открыть им свое сердце». Пророк и его выслушал без особого волнения и сказал с улыбкой: «Да, ты прав». «Господин, — сказал тогда его путник, — эти двое говорили о разном, но ты им обоим сказал, что они правы. Ведь черное не может быть белым». И пророк Мухаммед тогда  ответил: «Каждый видит мир таким, каким хочет. Они оба не лгали мне, а лишь поведали о части истины».

Как видите, здесь рассказывается о золотой середине. Описывая ту или иную конфликтную ситуацию, журналист не имеет права защищать или хулить только одну сторону. Для вынесения окончательного вердикта существует судейский институт. А журналист в разных конфликтных ситуациях, спорах, должен уметь, как пророк в рассказанной притче, оставаться на золотой середине. И тогда читатель не будет разочарован — его тоже надо поставить на эту золотую середину, дабы он смог сделать свой вывод. Эта очень интересная тема, и говорить о ней можно долго. Еще поговорим.

ОБРАЗНАЯ КРИТИКА

Надо уметь оставаться на золотой середине, даже когда ты кого-то намерен взяться за критику. Но нельзя «жаждать крови», растаптывать, уничтожать, отрицать все и вся, а надо учиться говорить о недостатках образно, «с чувством, тактом, расстановкой» — золотую середину я вижу и в этом. Я часто вспоминаю свое детство, отношения, разговоры между нашими дедушками и бабушками, отцами и матерьми. Я не припомню оскорблений в адрес друг друга, или же обиды, жалобы в суд за меткое слово, за образную критику. А нынче и за явную правду можно загреметь. Именно потому, что твоя правда оказалась... не на золотой середине. И вообще, я не приветствую желание иных кого-то раскритиковать, «потопить». Настоящий журналист не должен выступать с лозунгом «Сам дурак», а своим аналитическим выступлением должен выявить суть конфликта, тем самым помочь и конфликтующим сторонам. А это требует поистине высокого мастерства.

НО ИСТИНА ДОРОЖЕ...

«Что лучше — яростно защищать правду или же все зависит от обстоятельств?» — спросил меня на днях один молодой журналист. Я не могла ответить сразу, и он спросил: «А вы сами как поступали?» И я ответила: «Сейчас мне немало лет, я накопила немалый опыт, и теперь я знаю, когда и где надо говорить правду, защищать справедливость, умею сдерживать негодование, возмущение. А в молодости я высказывала все, что думаю. Но тогда говорили: «Еще молодая, неопытная». Если я буду сейчас поступать также, скажут: «Не в своем уме». Не стоит писать по первым эмоциям, даже если тебе кажется, что ты ринулся в бой за справедливость — это не воспримут серьезно. Настоящий журналист не должен выставлять голую правду напоказ, а приодеть ее разумными выводами, анализом.

И все же... нельзя и слишком закутывать истину. Философ Шопэнгауер говорил: «Человек прощает человеку все: и красоту, и богатство, и должности. Человек не может простить человеку только ум. Скрывайте свой ум». Только не думайте, что призываю вас к прошлому. Порой мы по привычке скрываем свои доводы разума, мысли от вышестоящего начальства, от авторитетных людей. Но  это может привести к тому, что все общество будет глупеть на глазах. Не надо способствовать этому.

КТО ПОЙМЕТ ВАШИ «ДИАЛОГИ»?

Когда мы начали в нашей газете рубрику «Диалог», один мой коллега сказал: «Эти ваши интеллекутальные беседы народ не воспримет». Это журналист высказал общую плачевную тенденцию — и средства массовой информации, и радио-телевидение, и театральные постановки рассчитаны или на самый низкий, или на средний уровень. Почему мы, пишущие, творящие, думаем, что наш читатель или зритель, наивнее, глупее нас? Даже если так, кто должен ему помочь стать умней, образованней? Недавно один  пожилой журналист  рассказывал с горечью, что когда он пришел в одну из редакций и высказал несколько замечаний, один молодой журналист махнул рукой: «Пойдет для деревенских пьяниц!» И для моего пожилого коллеги, и для меня это было настоящим шоком.

Во всяком случае, в своей газете «Киске Іфі» я уважаю своего читателя, считаю его равным себе собеседником, рассчитываю на его ясный ум, высокий интеллект и развитый вкус. Работая над очередным номером, я представляю глаза именно такого требовательного читателя. Иногда еду в командировки в районы, к разным коллективам, чтоб встретиться с глазу на глаз с этим читателем. И во время выступлений я вижу, как загораются глаза и тех, кто доселе не знал о существовании нашей газеты. И эти искры мне дороги, значит, горит в его душе живой огонь, значит, наша газета поможет ему найти ответы на волнующие его вопросы.

ГЛАВНОЕ — СОДЕРЖАНИЕ

Я убеждена в одном: содержанием можно привлечь какого угодно читателя. А требовательного, образованного столичного башкирского читателя можно было завоевать только необычным изданием с богатым содержанием. Именно эта цель была поставлена перед моим коллективом. И первым условием для достижения этой задачи был выбор интересного жанра. Все знают, что в 90-х годах особой популярностью пользовался жанр очерка. Сейчас очерки читаются с трудом. Потому что нынешний читатель стремится к открытости, ясности, четким формулировкам. Лирические отступления, надуманные детали, приукрашивания сейчас не воспринимаются. И поэтому жанр очерка теперь выходит из моды.

В 90-х годах и разные беседы велись в очерковой манере. Были и свои мастера беседы. Но завоевать этот жанр и нынче не по зубам многим опытным журналистам. Для того, чтоб вести беседу с героем, невозможно ограничиваться лишь дежурными вопросами типа: «Где учился? Какие успехи в работе?» Вопросы должны быть интеллектуальными, глубокими, нести информацию. Если беседы не получается, журналист частенько валит на собеседника, мол, ничего у него не вытянешь, говорить не умеет. Среди моих героев немало было таких, кто не умел говорить, но имел большой жизненный и трудовой опыт, кто вершил большие, важные дела. И я всегда была настроена на долгую, интересную беседу. Потому что я никогда не приходила к своим героям «вслепую», изучала область их деятельности, вникала в суть, отмечала в блокноте те вопросы, которые помогут раскрыть их.

Журналистам надо помнить одну простую истину: каков вопрос — таков ответ. И эта истина особенно раскрывается в наших диалогах, которые являются ведущим жанром в нашей газете. Содержательность диалога напрямую зависит не только от размышлений участников, но и от поставленного вопроса, мыслей самого журналиста. Во всяком случае, диалог в нашей газете может смело претендовать на звание самого современного жанра в журналистике. При решениях политических, хозяйственных вопросов, сложных глобальных проблем современные политики, руководители, экономисты могут прийти к консенсусу только при помощи диалогов. Мы надеемся и стремимся к тому, что наши диалоги помогут поднять интеллектуальный уровень, расширить кругозор, поднять дух, утолить информационную жажду.

ОТЧЕГО ТЕМЫ ТАК СКУДНЫ?

В начале пути мои коллеги высказывали сомнения: «Скоро темы диалогов исчерпаются». Нет, темам не видно конца. Если честно, многие издания сами себя ограничивают в темах. Возьмите в руки республиканские, районные газеты и проведите глазами по затронутым темам. Сельское хозяйство, официальные сводки, зарисовки из жизни учебных заведений, экзаменах, врачах или учителях, предпринимательство, история, юбилеи, пожилые люди, народные умельцы, литературные и сценические произведения, полезные советы, тема воспитания — около 10-15 тем, не больше. Удручающее однообразие. А полистаем газеты «Труд», «Российская газета», «Аргументы и факты» — сколько интереснейших тем! И главное — чувствуется дыхание времени. Ведь время —  это  не количество удоя и не юбилеи. Читателей интересует все — какие законы приняли депутаты, как защищаются их права, какие возможности заработать денег, на каких условиях можно получить кредит на ипотеку... В наших изданиях нет информации из финансового мира, обзора экономики, разных проектов и законов в социальной сфере. А если и есть, то крайне редко. Аналитический жанр и вовсе забыт.

Скудость тем объясняется следующим: мы не вынуждаем журналистов мыслить глобально, изучать разные сферы. Когда я начинала работу в газете «Башкортостан», наш главный редактор Исмагилов Абдулла Гиниятович пересаживал нас из одного отдела в другой, заставлял нас ориентироваться во всех областях, браться за разные темы. К сожалению, нынешних молодых журналистов не застанешь в каком-нибудь банке за серьезным изучением финансовых, кредитных проблем. А вот в центральных газетах задача ставится именно так.

Еще одна причина скудости тем: что авторы приносят в редакцию, то и печатаем. А авторы, в основном, пишут или о чьем-то юбилее, или поет дифирамбы вылечившему его врачу, или уходит в воспоминания. Получается, что темы задает автор, а не наоборот. То есть мы забыли, что авторов надо вынуждать писать на ту или иную тему.

О ЧУВСТВАХ


Когда я вижу хорошие качества в людях,  начинаю бурно восторгаться. Нельзя быть журналистом, будучи мизантропом, циником. Мне приходилось встречаться с несостоявшимися журналистами, основная неудача которых заключалась именно в неумении, нежелании восхищаться другими, из-за бесчувственности. Герои, описанные в моей книге — это малая часть тех, с кем мне посчастливилось познакомиться. Каждый из моих героев восхитил меня красотой души, дал возможность посмотреть на мир с его точки зрения.

И снова притча: «Люди с удивлением взирали на одного странного путника. Путник этот взвалил на себя мешок песка, вокруг пояса обвязал сосуд с водой, в руках держал по большому камню. И на шею привязал камень. Сам еле передвигался, стонал от усталости. И тут один из толпы не выдержал и спросил: «Эй, человек, а почему ты взял в руки эти тяжелые камни?»  «Ой, а почему я их до сих пор не заметил?», — сказал путник и отбросил камни в сторону. Двинулся он дальше, и спрашивает его другой: «Эй, путник, а чего это ты взвалил на себя тяжеленный мешок с песком, здесь же кругом море песка?» «И вправду! И почему это я так мучаюсь с этим ненужным грузом?» — обрадовался путник и отбросил мешок в сторону. Продолжил он путь, а тут третий кричит ему вослед: «Путник, а почему ты обвесился этими сосудами с водой? Разве ты не слышишь, что вокруг журчат родники?» «Спасибо, добрый человек, я вот только заметил, что тащу на себе этот ненужный груз,» — сказал путник и с радостью вылил уже протухшую в сосудах воду. И тут он почувствовал такое облегчение, и задумался, глядя вдаль на закатное алое солнце. И вдруг встрепенулся, сорвал камень с груди и метнул его далеко-далеко. И совсем ему стало легко, и продолжил он свой путь с великой радостью...»

Когда я услышала эту притчу, подумала: все мы рождаемся чистыми, наивными младенцами, но на дороге жизни обвешиваем себя ненужным хламом дурных влияний, вредных привычек, сомнений, разочарований, и тащим, тащим все это на себе. Но на пути обязательно встретятся те, кто укажет на ненужность всего этого. Мои герои и стали для меня таковыми. Их жизненные примеры помогали мне избавиться от суетливости, мелочности, направляли на поиски высших ценностей и истин.

ВСЯКОЕ СЛУЧАЕТСЯ

В редакцию зашел один молодой человек. Только закончил журналистский факультет БГУ.

— Я ищу работу, можно устроиться к вам? — спрашивает он.

— А ты принес нам какую-нибудь статью? — спрашиваю его.

— Нет, статей на руках нет, но я писать умею.

— Самоуверенность — это хорошо. Но я должна прочесть написанное тобой. Ты сначала напиши что-нибудь, тему я тебе подскажу.

— Но вы ведь возьмете меня на работу?

— Сначала надо прочитать.

— Если вы меня не берете на работу, зачем вам что-нибудь показывать?

— Если даже я не возьму тебя на работу, я должна знать, на что способен мой молодой коллега. Давай сначала напиши нам статьи.

— Нет, работать на гонорары я не буду.

— Подожди, здесь еще никто не собирается печатать твои статьи и выплачивать гонорары. Может, они и вовсе не пригодны для печати...

Как я ни старалась, так и не смогла заставить парня написать статью на заданную тему. Жаль, мне уже не терпелось узнать, на что же он все-таки способен. Молодые журналисты, которые появляются в нашей редакции, хотя бы для приличия записывали темы в свои блокнотики.

ТАКИМ ОБРАЗОМ...

Эти мысли вслух, которые я назвала уроками журналиста, не претендуют истину последней инстанции. Есть где поспорить. Есть, над чем подумать. Молодые коллеги могут сделать совершенно иные выводы в соответствии со своим временем. Журналист всегда дитя своего времени. Может, некоторые мои мысли не совсем применимы к современности. Но... У известной журналистки Инны Руденко как-то спросили: «Журналистика — вечная профессия?» «Время меняется — меняется и журналистика, — ответила Инна Павловна. – Слова Пастернака: «Ты вечности раб, и времени пленник» относится именно к нам, журналистам. Конечно же, есть вечные ценности, но журналистика всегда в плену у своего времени, периода, эпохи. Это значит, что ты должен приветствовать свое время, описывать его, должен плыть как по течению, так и против течения. Но ясно одно: нельзя построить новое без оглядки на старое, без сравнения». Да, журналистика хоть и видоизменяется со временем, но отражает и вечную истину. И здесь я коснулась только части этой истины. Всего лишь части...